СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2017г. №40)

УДК 2:130.2:37

DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.082-093

А. И. Белкин

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: alex.i.bel@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7655-0039.

М. Ю. Грыжанкова

 Саранская духовная семинария, Саранск, Россия, e-mail: grymarina@rambler.ru

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ В РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ (IV–VII вв.)

 

В качестве общего фона, на котором предпринято исследование взаимоотношений философии и религии в ранней Византии, в статье показано, как в недрах античной философской традиции зарождаются новые подходы к пониманию мира и человека, где основополагающим становится этическое содержание. В связи с этим особо выделяются учение стоиков и неоплатонизм. Рассмотрено противоречивое отношение средневековой философии к античному философскому наследию, проанализированы позитивная и негативная оценки греческой мудрости, считавшейся с точки зрения христианства языческой. Как на важное условие формирования византийской духовности и культуры обращено внимание на основные черты идеологии византизма, представляющей собой сочетание разных культурных традиций и превратившейся во вселенский феномен. Исходя из этих предпосылок, в статье рассматриваются взаимоотношения философии и религии. Показано, что новая религия – христианство – была воспринята как практический образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия. Отмечено, что определяющую роль в постижении этих этических норм играет вера. Разъяснено, что именно из этого рождается стремление к осмыслению не только бытия мира в целом, но и личного бытия. Обращено внимание на то, как в рамках теоцентрического мышления формируется новое понимание предназначения человека. Также дан краткий анализ учения о богопознании как основы восточной патристики. Как важная форма взаимоотношений философии и религии в ранневизантийский период, стимулирующая работу богословской и философской мысли, в статье анализируются такие еретические учения, как арианство, монофизитство, несторианство. На основе этого анализа сделан вывод о влиянии богословских споров о природе и сущности Бога на формирование и рассмотрение существенной нравственной и философской проблемы о ценности человека, смысле его жизни и творчества. Также выделены онтологические основания этих споров. В заключении статьи сделаны выводы, обобщающие основные моменты противоречивых процессов формирования новой религиозной философии в ранней Византии.

 

Ключевые слова: православие, религия, философия, византизм, мировоззрение, этика, богопознание, теоцентризм.

 

Для цитирования: Белкин А. И., Грыжанкова М. Ю. Взаимоотношения религии и философии в ранневизантийской культуре (IV–VII вв.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 82–93

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru