СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2024г. №65)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090

УДК 159.922.8

А. А. Сомкин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

е-mail: alexsomkin@mail.ru

 

Кибербуллинг в современном обществе:основные признаки и разновидности

 

Аннотация

Введение. Всё более глубокое проникновение информационно-коммуникативных технологий в современную социальную ткань значительно расширяет возможности личностного роста и интеллектуального развития. Особенно важным это становится в подростковой среде, где включение в интернет-коммуникацию уже стало неотъемлемой частью социализации в данной возрастной группе. И если для взрослых интернет по большей части – средство общения или работы, не подменяющее собой реальный мир и человеческие отношения, то у школьников это – значимая часть их жизни. В интернете они общаются, учатся, дружат, любят и даже ненавидят. Последний аспект вызывает всё большие опасения как у специалистов во всем мире, так и у родителей и педагогов.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили работы практикующих психологов и педагогов, изучающих проблемы буллинга и кибербуллинга в среде школьников-подростков. Основными методами при подготовке статьи стали компаративный подход, методы анализа и обобщения.

Результаты исследования. В статье показано, как тенденции виртуализации традиционных форм коммуникации обусловили изменение способов организации буллинга в среде современных школьников-подростков. Определены и дополнены ключевые характеристики интернет-коммуникации, к которым относятся анонимность, высокий психологический травматизм, отсутствие контроля над ситуацией со стороны жертвы, мультимедийность и мультипликативность воздействия, опосредованность при отсутствии обратной связи и др. Предложено определение кибербуллинга как особого вида травли, основанного на повторяющихся и преднамеренных психологически агрессивных действиях, анонимно осуществляемых индивидом или группой с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и направленных на достижение значимых негативных социально-психологических последствий для жертвы. Приведен наиболее полный на данный момент перечень видов кибербуллинга, в том числе харассмент, киберсталкинг и кибертроллинг, аутинг, гриффинг, секстинг, флейминг и др.

Обсуждение и заключение. Очевидно, что остановить научно-технический прогресс невозможно, да и не нужно. Мы не можем отказаться от интернет-коммуникации как от удобного и совершенного средства общественного развития. Вместе с тем важно помнить, что интернет – это прежде всего инструмент, которым нужно уметь пользоваться, не нанося вреда другим людям.

Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, общество, интернет-коммуникация, безопасность, жертва, психологическая травма.

Для цитирования: Сомкин А. А. Кибербуллинг в современном обществе: основные признаки и разновидности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 80–90. DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru