СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2018г. №42)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.184-196

УДК 172

А. В. Прокофьев

Институт философии РАН (Москва, Россия), e-mail: avprok2006@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-8226.

 

ДЖ. С. МИЛЛЬ: ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА

 

Введение. В условиях современного кризиса университета и всей системы высшего образования первостепенное значение приобретает обращение к историческому опыту осмысления задач этих общественных институтов. Нами проанализирована модель университета Дж. С. Милля. Цели исследования: первая – реконструкция идейного содержания одного из малых произведений британского философа («Инаугурационной речи, произнесенной в университете Сент-Эндрюс»); вторая – использование миллевской модели университета для уточнения ценностной основы функционирования этого учреждения. Материалы и методы. Для воплощения первой цели используется ряд стандартных приемов интерпретации философского текста; для воплощения второй цели применяется прием соотнесения структуры социальных институтов с идеями общего блага (хорошего общества) и достойной и полной индивидуальной жизни. Результаты. Университет рассматривается как учреждение «высшего», но при этом «общего» образования. В силу этого он должен быть отделен от различных форм профессиональной подготовки и специализированных продвинутых исследований. Смысл существования университетов состоит, по Миллю, в исполнении межпоколенческих обязанностей в сфере передачи знания и в воспроизводстве «просвещенной публики», способной формировать «компетентное общественное мнение». Круг университетских предметов определяется тем, что конечным продуктом университетского образования является человек с «расширенным интеллектом» и пониманием своей ответственности за совершенствование человеческой природы. Такую ответственность невозможно воспитать на основе прямолинейного морализирования. Она формируется в ходе поиска обучающимися тех форм самореализации, которые дают наиболее глубокое и устойчивое удовлетворение жизнью. Обсуждение и заключение. Модель университета Милля внесла вклад в формирование двух пониманий задач университета: формирование у студентов критического мышления (Р. Рорти) и формирование у них способности к экзистенциальному самоопределению (П. Джиббс). Своим пониманием миссии университета Милль напоминает современным членам университетских сообществ о важнейших непрагматических основаниях их совместной практики.

Ключевые слова: социальная этика, высшее образование, миссия университета, социальная критика, индивидуальная самореализация, Дж. С. Милль.

 

Для цитирования: Прокофьев А. В. Дж. С. Милль: философское исследование миссии университета // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 184–196. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.184-196

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru