СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2018г. №44)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397

УДК 115/284

А. В. Сарабьев

Институт востоковедения Российской Академии наук (Москва, Россия),

e-mail: alsaraby@ya.ru

 

К ВОПРОСУ О ВРЕМЕННЫХ ЦИКЛАХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НУСАЙРИТОВ

 

Введение. В статье предпринята попытка выявить особенности и характерные черты представлений о времени у нусайритов (или алавитов) – адептов самостоятельной мусульманской конфессии, относящейся формально к шиизму и распространенной преимущественно на территории Сирии. Методы. С этой целью был избран метод сопоставления тех фрагментов арабоязычных источников, где затрагивается данная тема. Предварительно были исследованы достижения современной науки по вопросам нусайритского вероучения, а затем осуществлены переводы нескольких фрагментов опубликованных трактатов авторитетных нусайритских богословов разных веков. Результаты исследования. Автор делает вывод, что нусайритское учение о временных циклах в его очень обобщенном виде имеет следующие особенности. Все исторические циклы вместе с доисторическими выстраиваются в единую спираль времени, на ней располагается священная история, также цикличная, и каждый период был непосредственно связан с обществом, в которое ниспосылалось откровение божественного смысла с обязательными атрибутами его проявлений. При этом так называемая основа (асас) оставалась неизменной с ее вечной сокрытой истиной, а менялась лишь видимая форма откровения в соответствии с лицом, посредством которого оно передается. Направление исторического развития не рассматривается как однозначное восходящее. Наряду с возможностью духовного и социального прогресса, свыше посылается, как верят нусайриты, и возможный путь «унизительного нисхождения» в низшие, нечистые сферы – для тех, кто не следует по заповеданному пути. Нисхождение при этом детализовано по периодам и их характеристикам. Обсуждение. Сведения о длительности эпох и даже сами подходы к их определению сильно разнятся по источникам. У одних авторов очевидны определенные акценты, связанные, видимо, с целью и темой соответствующего трактата. В некоторых случаях явны значительные расхождения в деталях, особенно в сроках временных циклов и эпох. Заключение. Дальнейшее сравнение данных разных источников может прояснить представления о ходе времени и истории у исповедающих нусайритскую религию, хотя такая работа должна идти параллельно с развитием источниковедения – верификацией опубликованных текстов, уточнением их атрибуции, филологическом, историческом и теологическом их комментировании.

Ключевые слова: время, спираль времени, религиозная философия, циклы истории, средневековые источники, нусайриты.

 

Для цитирования: Сарабьев А. В. К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 384–397. DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru