СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2022г. №57)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.027-037

УДК 94 (470.345)

А. Д. Тараскина1, Л. Г. Скворцова2

1 Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия),

e-mail: aleksandra.taraskina.97@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: skvorcovalg@inbox.ru

 

Особенности национального образования в Мордовской республике в советский и постсоветский периоды

 

Введение. В последние годы государство уделяет большое внимание национальному развитию регионов Российской Федерации, важную роль в котором играет сфера образования. Регионализация образования предполагает создание условий для функционирования регио-нальных образовательных систем в соответствии с культурными потребностями регионов, с учетом национально-региональной специфики и самобытности. На протяжении 15 лет в Мордовии реализуется идеологическая политика государства в сфере образования, наблюдается тенденция к преподаванию родного (мокшанского или эрзянского) языка. Изучение данного процесса необходимо для формирования перспективы развития регионального образовательного пространства в настоящее время. Материалы и методы. Исследование опирается на использование проблемно-хронологического и историко-сравнительного методов, дающих возможность проследить историю развития школ и педагогических учебных заведений края в динамике, рассмотреть общие закономерности и региональные особенности развития школьной системы. Результаты исследования. Изучены особенности развития национального образования в мордовском крае с момента основания мордовской государственной автономии (конец 1920-х – 1930-х гг.) до настоящего времени. Рассмотрена специфика советской модели школьного образования, а также школа в постсоветский период. Проанализирована система преподавания национальных языков, сложившаяся на сегодняшний день. Обсуждение и заключение. Изучение основных принципов развития национального образования в Мордовии показало, что на разных этапах степень внедрения регионального компонента в систему общего образования отличалась. Спецификой образовательной политики в СССР была постепенная денационализация школ на основе единого русского языка. Тенденция к преподаванию родного языка в системе среднего (общего) образования Мордовии стала проявляться к началу 1990-х гг. Главной задачей Министерства образования Мордовии стало обеспечение согласованного соединения мордовского и русского компонентов в общеобразовательных учреждениях республики. Возрождение качественного преподавания мордовских языков пришлось на 2000-е гг., когда при поддержке региональных и федеральных властей началось движение за восстановление престижа национальной школы.

Ключевые слова: национальное образование, система школьного образования, региональный компонент, школьная реформа, мордовские языки, обучение.

Для цитирования: Тараскина А. Д., Скворцова Л. Г. Особенности национального образования в Мордовской республике в советский и постсоветский периоды // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22. – № 1. – С. 27–37. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.027-037.

 

Загрузить статью в PDF

 

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru