Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2025г. №71)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.209-223

УДК 94(470)«1917/1922»

А. И. Белкин1, Ж. В. Чашина2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: alex.i.bel@mail.ru

2 Балахнинский филиал Нижегородского государственного  университета им. Н. И. Лобачевского (Балахна, Россия),

e-mail: chashina.j@yandex.ru

 

Развертывание всеобщего военного обучения в Мордовии на начальном этапе Гражданской войны (апрель 1918 – январь 1919 г.): опыт сравнительного анализа обучения в Пензенской, Тамбовской и Симбирской губерниях

 

Аннотация

Введение. Пришедшим к власти в России в октябре 1917 г. большевикам необходимо было организовать защиту страны от внутренней и внешней агрессии. С целью подготовки бое-способного резерва вооруженных сил в апреле 1918 г. было принято решение об организации всеобщего военного обучения населения призывного возраста (16–40 лет). Целью статьи является изучение истории всеобщего военного обучения (всевобуча) в Мордовии в 1918–1919 гг. путем сравнительного анализа деятельности четырех уездных военных комиссариатов: Саранского и Краснослободского Пензенской губернии, Темниковского Тамбовской губернии и Ардатовского Симбирской губернии.

Материалы и методы. Материалами исследования являются архивные документы из фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ). В качестве основных методов, исследования архивных документов выступают информационный анализ, системный подход и источниковедческий анализ.

Результаты исследования. Рассмотрена нормативная база для развертывания всевобуча на местах. Изучены подготовительные мероприятия, проведенные уездными военкоматами перед началом обучения первой группы населения допризывного и призывного возраста (16–20 лет). Приведены архивные данные о работе уездных съездов инструкторов всевобуча и нормативные документы, принятые этими съездами. Проанализированы материалы, отражающие уровень подготовки обучаемых первой возрастной группы. Показаны трудности реализации программ всевобуча и меры, принимаемые инструкторами для преодоления этих трудностей.

Обсуждение и заключение. В рамках сравнительного анализа деятельности Саранского и Краснослободского уездных военных комиссариатов Пензенской губернии, Темниковского Тамбовской губернии и Ардатовского Симбирской губернии рассмотрены итоги обучения первой возрастной группы, проходившего в октябре 1918 – январе 1919 г.

Отмечено, что на значительной части территории Мордовии мужское население, зачисленное по возрасту в первую группу, прошло программы всевобуча к началу 1919 г., несмотря на возникшие в этом процессе трудности. Отмечено значение всевобуча как важного метода массового обучения военному делу в чрезвычайных условиях, позволяющего подготовить квалифицированный военный резерв.

Ключевые слова: всевобуч, строительство вооруженных сил, армия, революция, Гражданская война, военное обучение, сравнительный анализ.

Для цитирования: Белкин А. И., Чашина Ж. В. Развертывание всеобщего военного обучения в Мордовии на начальном этапе Гражданской войны (апрель 1918 – январь 1919 г.): опыт сравнительного анализа обучения в Пензенской, Тамбовской и Симбирской губерниях // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 3. С. 209–223. DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.209-223.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru