СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2022г. №58)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.201-215

УДК 159.98

А. И. Тащёва1, Г. В. Валеева2, С. В. Гриднева3, М. Р. Арпентьева4

1 Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия),

e-mail: annaivta@mail.ru

2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск, Россия),

е-mail: valeeva-chel@mail.ru

3 Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия),

e-mail: gridneva-sveta@mail.ru

4 Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» (Калуга, Россия),

e-mail: mariam_rav@mail.ru

 

Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования

 

Аннотация

Актуальность исследования. Многие вузы России до сих пор не сформировали в своей структуре междисциплинарные академические системы сопровождения образовательного процесса, не ставят и не решают задачи построения и развития межпрофессиональных коммуникаций между подразделениями служб в ситуациях макросоциальных кризисов и чрезвычайных ситуаций, которыми наполнена современная жизнь субъектов образования, и ставят новые вызовы и задачи психологической и иных видов помощи им со стороны академических служб.

Проблема исследования. Психологическая служба вуза нередко берет на себя все существующие у субъектов и стейкхолдеров образования проблемы, включая медицинские, социальные, юридические, образовательные и т. д. Такая стратегия деятельности носит защитный характер «полумер», мешающий поиску и реализации действенных подходов к решению проблем. Поэтому крайне важно определить, чем должны и чем не должны заниматься академические службы психологического сопровождения образовательного процесса. Понимая ограниченность актуальных возможностей службы, ее специалисты нуждаются в осознании перспектив и тех вариантов помощи, которые служба могла бы выполнять, помогая делать образовательную среду вуза максимально гармоничной и соответствующей нуждам субъектов образования. В этом контексте она должна не только предотвращать и помогать разрешать проблемы и нарушения их развития, но и ставить цели самосовершенствования, развиваться как в стабильные, так и в кризисные периоды. Цель исследования – изучение основных задач и направлений работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования.

Процедура и методы. Методы исследования – теоретический анализ и синтез проблематики ведущих задач и направлений работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования.

Результаты. Современные академические службы сопровождения образовательного процесса включают в работу целый спектр задач, однако на практике во многих случаях часть задач остается нерешенной, имеющиеся методические и теоретические ресурсы – невостребованными.

Заключение. Перспективы исследования проблемы связаны с изучением возможностей, ограничений, направлений и технологий антикризисной помощи: помощи в ситуациях внутриличностных микросоциальных и макросоциальных кризисов. Рекомендации по совершенствованию работы современных академических служб психологического сопровож-дения образования включают ведущие понятия «антикризисная», «междисицплинарная», «направленная на совершенствование» субъектов образования помощь.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, академическая служба сопровождения, психологическое сопровождение образования, самоактуализация, самореализация, тип проблем, междисциплинарная команда.

Для цитирования: Тащёва А. И., Валеева Г. В., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 201–215. – DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.201-215.

 

Список источников

1. Авдеева Т. Н., Завгородняя Е., Лавриненко И. Г., Арпентьева М. Р. Современная консультативная психология 2021: психологическое консультирование и психотерапия глазами молодых ученых. В 2 т. Т. 1. Психологическая помощь в решении межличностных проблем / под ред. М. Р. Арпентьевой. – Торонто: Изд.-лит. агентство Альтаспера, 2020. – 632 с. – (Актуальные проблемы практической психологии; вып. 15).

2. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. – Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. – 750 с.

3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Киев: Освiта України, 2007. – 332 с.

4. Валеева Г. В. Особенности консультирования преподавателей педагогического вуза // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 27–28 окт. 2017 г. – М., 2017. – С. 241–247.

5. Казанцева Е. А., Курков А. В., Игнатова О. В., Климова Е. К., Серебринская М. И., Арпентьева М. Р. Современная консультативная психология: направления и проблемы / под ред. М. Р. Арпентьевой. – Торонто: Изд.-лит. агентство Альтаспера, 2019. – 508 с. – (Актуальные проблемы практической психологии; вып. 7).

6. Малышева Е. В., Прусова А. А., Ромашенкова Е. В., Арпентьева М. Р. Современная консультативная психология 2021: психологическое консультирование и психотерапия глазами молодых ученых. В 2 т. Т. 2. Психологическая помощь в решении личностных проблем / под ред. М. Р. Арпентьевой. – Торонто: Изд.-лит. агентство Альтаспера, 2020. – 600 с. – (Актуальные проблемы практической психологии; вып. 15).

7. Минигалиева М. Р. Психологическое консультирование: теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 609 с.

8. Минигалиева М. Р. Супервизия как процесс взаимопонимания: фокусы, стратегии и схемы понимания субъектов супервизии. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 300 c.

9. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 27–28 окт. 2017 г. – М., 2017. – С. 36–45.

10. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. – Ростов н/Д: Южн. федерал. ун-т, 2016. – 342 с.

11. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 240 с.

12. ASCA. The ASCA National Model: A Framework for School Counseling Programs. – New York: American School Counseling Association, 2012. – 162 p.

13. Atad O., Smith W. A., Green S. Coaching as the Missing Ingredient in the Application and Training of Positive Psychological Science // Positive Psychology Coaching in the Workplace. – Cham, 2021. – P. 41–60. – DOI: 10.1007/978-3-030-79952-6_3.

14. Baker S. B., Gerler E. R. School counseling for the twenty-first century. – Upper Saddle River: Routledge, 2016. – 374 p.

15. Barry M. M., Clarke A. M., Jenkins R., Patel V. A systematic review of the effectiveness of mental health promotion interventions for young people in low and middle income countries // BMC Public Health. – 2013. – Vol. 13. – P. 835–840. – DOI: 10.1186/1471-2458-13-835.

16. Best Practices in School Psychology (4 Volumes) / A. Thomas (Ed.). – New York: NASP, 2014. –

2 360 p.

17. Bond F. W., Flaxman P. E., Bunce D. The influence of psychological flexibility on work redesign: Mediated moderation of a work reorganization intervention // The Journal of Applied Psychology. – 2008. – Vol. 93. – P. 645–654. – DOI: 10.1037/0021-9010.93.3.645.

18. Bore S. K., Hendricks L. V., Womacks A. Psycho-educational groups in schools: The intervention of choice // National Forum Journal of Counseling and Addiction. – 2013. – Vol. 2. – P. 1–9.

19. CACREP. CACREP 2024 standards. Draft 2. – Alexandria, VA: CACREP, 2021. – 42 p. – URL: https://www.cacrep.org/wp-content/uploads/2021/10/DRAFT-2-OCTOBER-2021.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

20. Curry J., Milsom A. Career and College Readiness Counseling in P-12 Schools. – London: Springer Publishing Company, 2021. – 450 p.

21. Davis T. E. Exploring School Counseling (Professional Practices and Perspectives). – New York: Cengage Learning, 2014. – 368 p.

22. Dollarhide C., Saginak K. Comprehensive School Counseling Programs: K-12 Delivery Systems in Action (Merrill Counseling). – New York: Pearson, 2016. – 304 p.

23. Dougherty A. M. Casebook of Psychological Consultation and Collaboration in School and Community Settings. – New York: Cengage Learning, 2013. – 230 p.

24. Dougherty A. M. Psychological Consultation and Collaboration in School and Community Settings. – New York: Cengage Learning, 2013. – 464 p.

25. Fan C.-H., Juang Y. T., Hsing C. P., Yang N.-J., Wu I.-Ch. The Development of School Psychology in Taiwan: Status Quo and Future Directions // Contemporary School Psychology. – 2021. –

Vol. 25. – P. 311–320. – DOI: 10.1007/s40688-020-00324-7.

26. Frankl V. The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. – New York: Plume, 2014. – 176 p.

27. Ivbijaro G., Kolkiewicz L., N’jie I. N. S., Enum Y. Delivering Universal Health: A Collaborative Approach // Innovations in Global Mental Health. – Cham, 2021. – P. 443–452. – DOI: 10.1007/978-3-030-57296-9_109.

28. Karanxha Z., Bailey M. R. P., Henry-Lewis M. From Zero Tolerance Policies to Restorative Practices // Handbook of Social Justice Interventions in Education. Springer International Handbooks of Education. – Cham, 2021. – P. 189–210. – DOI: 10.1007/978-3-030-35858-7_79.

29. Kolbert J. B., Crothers L. M., Hughes T. L. Hughes Introduction to Professional School Counseling: Advocacy, Leadership, and Intervention. – New York: Routledge, 2016. – 322 p.

30. Kussin J. A Moment in Time: Finding Strength in a Pandemic. – New York: Central Park South Publishing, 2021. – 368 p.

31. May R. Love and Will. – New York: W. W. Norton & Company, 2011. – 356 p.

32. McMillan J. Fundamentals of Educational Research. – New York: Pearson, 2015. –  450 p.

33. School Counseling to Close the Achievement Gap: A Social Justice Framework for Success / Holcomb-McCoy C. C. (Ed.). – New York: Corwin, 2007. – 176 p.

34. Shandley K., Klein Br., Kyrios M., Austin D., Ciechomski L., Murray Gr. Training Postgraduate Psychology Students to Deliver Psychological Services Online // Australian Psychologist. –

2011. – Vol. 46. – P. 120–125. – DOI: 10.1111/j.1742-9544.2011.00034.x.

35. Sink Chr. A. Mental Health Interventions for School Counselors (School Counseling). – New York: Cengage Learning, 2010. – 208 p.

36. Stone C., Dahir C. A. The Transformed School Counselor. – New York: Cengage Learning,

2015. – 560 p.

 

Загрузить статью в PDF

 

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru