ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319
УДК 159.923.2
А. С. Берберян1, Т. В. Богданова2, С. В.Сильченкова3, Е. Б. Ермолаева4, Н. Т. Варданян5
1 Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван, Армения), e-mail: aspsy@inbox.ru
2 Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия), e-mail: tanbogdan@mail.ru
3 Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия), e-mail: sil-sv@mail.ru
4 Высшая школа экономики и культуры (Рига, Латвия), e-mail: jjerm@latnet.lv
5 Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван, Армения), e-mail: vardanyannune@yandex.com
Международное исследование профессиональной идентичности педагога
Введение. Статья посвящена международному исследовательскому проекту «Профессиональная идентичность современного педагога» (2013–2018). Сформированная профессиональная идентичность личности является залогом самореализации и профессионального и личностного становления. Развитая и сформированная профессиональная идентичность обеспечивает успешную профессиональную деятельность, что очень важно для развития общества. Цель статьи – раскрыть содержание профессиональной идентичности современного педагога. Материалы и методы. Представлены основные этапы и эмпирическая база исследования. Опираясь на анализ результатов опроса по методике «Профессиональная идентичность педагога высшей школы» и принимая во внимание специфику работы школьного учителя, в 2017 г. была уточнена структурная модель содержания профессио-нальной идентичности учителя, скорректировано содержание структурных компонентов модели и создана методика «Профессиональная идентичность учителя» (авторы А. Шпона, М. Виднере, Е. Ермолаева, Т. Богданова, С. Сильченкова). Для анализа полученных данных использовались статистические методы: сравнение групп респондентов по исследуемым компонентам с помощью U-критерия Манна – Уитни, корреляционный анализ, описательная статистика, табличный и графический методы. Результаты. Приведены основные результаты: модель профессиональной идентичности педагога, ее структурные компоненты, средние значения профессиональной идентичности по блокам по латвийской, российской и белорусской выборкам. Обсуждение и заключение. Международное исследование показало, что многие российские и латвийские педагоги работают с осознанием высокой миссии своей профессиональной деятельности, нацелены на развитие компетентностных, культурных и ценностных ориентаций учащихся, ставят перед собой задачу повышения уровня образованности в обществе в целом.
Ключевые слова: педагог, профессиональная идентичность, профессиональная идентичность педагога, методики исследования, модель профессиональной идентичности педагога.
Для цитирования: Берберян А. С., Богданова Т. В., Сильченкова С. В., Ермолаева Е. Б., Варданян Н. Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 3. – С. 306–319. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru