СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2019г. №46)

В. Г. Маралов1, В. А. Ситаров2

1 Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия), e-mail: vgmaralov@yandex.ru

2 Московский гуманитарный университет (Москва, Россия), e-mail: sitarov@mail.ru

 

ПСИХОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Введение. Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения ненасилия как способности человека решать жизненные проблемы без использования необоснованного принуждения. Цель состоит в аналитическом обзоре современного состояния психологии ненасилия, ее проблемного поля и перспектив развития. Материалы и методы. В качестве основного метода использован структурно-сравнительный анализ, предполагающий выделение структурных компонентов психологии ненасилия, сопоставление достижений в зарубежной и отечественной психологии. Результаты исследования. Описана структура психологии ненасилия, включающая методологию ненасилия как общечеловеческой ценности, характеристику предмета психологии ненасилия, диагностического инструментария исследований. Особое внимание уделено проблемному полю исследований в психологии ненасилия, психологическим факторам и условиям формирования способности к ненасильственному взаимодействию на разных возрастных этапах развития человека. Проведен сопоставительный анализ достижений в зарубежной и в отечественной психологии ненасилия. Обсуждение и заключение. Показано, что психология ненасилия к настоящему времени сформировалась как самостоятельное направление в современной психологии, предметом которого является ненасильственное взаимодействие человека с миром, другими людьми и с самим собой. Обозначен круг нерешенных проблем, обусловленный недостаточным числом эмпирических исследований. Определены основные направления исследований в отечественной психологии ненасилия. К ним относятся: разработка теоретико-методологических проблем ненасилия; создание адекватного диагностического инструментария; выявление факторов и условий формирования позиции ненасилия у людей; исследование роли социальной среды, обучения и воспитания в развитии способности к ненасильственному взаимодействию; создание специальных программ по обучению ненасильственному взаимодействию и внедрение их в практику. Представленные материалы могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемой ненасилия, а также практикам в качестве ориентиров для разработки конкретных форм и методов работы с людьми.

Ключевые слова: ненасилие, смирение, психология ненасилия, ненасильственное взаимодействие, методология ненасилия, диагностика ненасилия, проблемное поле психологии ненасилия, формирование способности к ненасильственному взаимодействию.

 

Для цитирования: Маралов В. Г., Ситаров В. А. Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 195–215. DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215

 

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–013–00151.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru