ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.052.020.202004.415-432
УДК 091.13
В. М. Мешков
Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленко (Полтава, Украина),
e-mail: slava.home@gmail.com
Ф. Ницше о «свободных умах»
Введение. Тема «свободных умов», которую Ф. Ницше разрабатывал на протяжении философской деятельности, занимает важное место в его творческом наследии. В определенном смысле она является дальнейшим развитием учения Платона о «подлинном философе», носителе образцового благочестия и разума. Посредством мыслительных конструктов «свободный ум», «познающий человек», «теоретический человек», «свободный философ», «Заратустра» Ф. Ницше не только глубоко и полно показал созидательное начало творческих личностей, но и раскрыл сложное, порой трагическое жизненное их бытие, потому что нередко писал о себе. Цель исследования – проследить содержательную эволюцию этой немаловажной темы в философии и жизни немецкого философа. Материалы и методы. Источниковой базой исследования служили труды Ф. Ницше. В ходе работы был использован метод тематического культурологического анализа, который позволяет отслеживать содержательное развитие главных философских тем, их смысловые взаимосвязи в концептуальных построениях философа. Также был использован метод экзистенциально-трансцендентального анализа, с помощью которого открывалась возможность изучать жизненные условия и духовные устремления немецкого философа. Обсуждение. «Свободным умам» всегда приходится доказывать право на существование. В отличие от «связанных умов» они должны стремиться к освобождению от мелочных связей и отношений в обыденной жизни. В облике Заратустры Ф. Ницше создал почти аскетический образ «свободного ума», который «палимый солнцем» в пустыне, «голодный, сильный и одинокий» «разбивает себе сердце». Если для Платона высшей способностью человека выступал его разум, который обеспечивал трансцендентальное познание метафизического бытия, то для Ф. Ницше таковым было волевое начало. Пережить «великий разрыв» – универсальный закон для всех «свободных умов», открытый Ницше. Он запечатлел момент «рождения» «свободного ума», первотолчок, который в значительной мере предопределит его дальнейший жизненный путь. Духовное одиночество и независимость – непременное условие жизни «свободного ума». Последней фазой формирования «свободного ума» становится осознание своей судьбы одинокого странника, предназначенного и обреченного творить новые истины, ценности и представления. Результаты исследования. Великий философ Ф. Ницше всегда был трансцендентальным человеком, подлинным «свободным умом», что предопределило глубину его философской мысли. В последние годы философской деятельности у него начали набирать силу нигилистические умонастроения, что привело к обострению конфликта в психике. Поэтому учение о «свободном уме» является одним из главных философских достижений Ф. Ницше.
Ключевые слова: «подлинный философ», «свободный ум», трансцендентальный человек, жизненный мир, трансцендентальный экзистенциалист.
Для цитирования: Мешков В. М. Ф. Ницше о «свободных умах» // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2020. – Т. 20. – № 4. – С. 415–432. DOI: 10.15507/2078-9823.52.020.202004.415-432.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru