СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2021г. №55)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.055.021.202103.312-322

УДК 159.922.74

В. П. Андронов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: andronovvp@rambler.ru

 

Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков

 

Введение. Актуальность проблемы обусловлена теоретической и практической значимостью изучения специфики творческого мышления в подростковом возрасте. Цель исследования – выявление психологических особенностей творческого мышления у младших и старших подростков. Материалы и методы. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. В качестве диагностического инструментария использованы модифицированный вариант методики Гилфорда и сокращенный вариант теста креативности Торренса. Результаты исследования. Выделены и описаны уровни развития творческого мышления: выше среднего, высокий, средний, ниже среднего. Для старших подростков характерна неравномерность развития основных показателей развития творческого мышления. Сравнивая полученные данные у младших и старших подростков, мы выявили, что показатели беглости и гибкости мышления ниже у первых. Творческое мышление невербального типа развито лучше у старших подростков, они лучше детализировали ответы и идеи. Следует указать, что в обеих выборках показатели гибкости мышления ниже, чем показатели беглости. В ходе исследования определялся характер взаимосвязи креативности с уровнем интеллекта испытуемых. Для этого использовался коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Обсуждение и заключение. В подростковом возрасте особое значение приобретает онтогенетическое интеллектуальное развитие, поскольку в процессе обучения школьники начинают изучать систематические курсы дисциплин и тем самым подлинные научные понятия. В ходе решения учебных задач школьники на основе этих понятий овладевают способами собственных действий, успешно осознавая их. Это обстоятельство кардинально изменяет мышление. Полученные результаты могут быть использованы в ходе организации учебного процесса со студентами в ходе изучения ими дисциплин психологического цикла, в деятельности психологической службы вузов, а также школьными психологами.

Ключевые слова: творческое мышление, подростковый возраст, креативность, интеллект.

Для цитирования: В. П. Андронов. Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 3. – С. 312–322. DOI: 10.15507/2078-9823.55.021.202103.312-322.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru