ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.129-149
УДК 377.031–053.81 (470.345)
В. С. Лунин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: vslunin@list.ru
Довузовская подготовка молодежи в Мордовии (1957–1991 гг.)
Аннотация
Введение. Подготовка молодежи к получению высшего образования является одним из важнейших направлений современной образовательной политики в России. Однако ее исторический аспект в отечественной гуманитаристике рассмотрен крайне неравномерно. Основное внимание за последние полвека исследователи сосредоточили на освещении деятельности рабочих факультетов 1920–1930-х гг. – одного из главных источников пополнения рядов советского студенчества. В то же время из поля зрения ученых фактически выпали вопросы, связанные с системой развития довузовской подготовки школьников и других категорий молодежи на последующих этапах ее развития. В данной статье предпринята попытка заполнить этот пробел в новейшей региональной историографии истории высшей школы на основе освещения деятельности подготовительных курсов (ПК) и подготовительного отделения (ПО) Мордовского государственного университета во второй половине XX в.
Материалы и методы. Основную источниковую базу проведенного исследования составили материалы фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) и архива Департамента управления делами МГУ им. Н. П. Огарёва. При анализе собранного фактического материала использовались как универсальные методы научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, систематизация и др.), так и специальные методы проведения исторического исследования (идеографический, историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-системный).
Результаты исследования. Выявлены причины актуализации довузовской подготовки молодежи в нашей стране во второй половине XX в., показаны динамика количественного и социального состава слушателей, достижения и проблемы учебно-воспитательного процесса на ПК и ПО Мордовского государственного университета.
Заключение. В 1957–1991 гг. в Мордовской АССР, как и в целом в СССР, оформились две основные организационно-педагогические формы подготовки юношей и девушек к поступлению в вузы. Наиболее массовой и демократической оказалась образовательная деятельность самоокупаемых подготовительных курсов при Мордовском государственном университете. Создание госбюджетного подготовительного отделения в головном вузе Мордовии
не только являлось ответом на идейно-политический курс партийно-советского руководства страны по формированию социальной однородности советского общества, но и имело практическое значение для более осознанного и успешного выбора молодежью будущей профессии.
Ключевые слова: образование, среднее образование, высшее образование, высшее учебное заведение, довузовская подготовка, абитуриенты, студенческий контингент, рабочая молодежь, Мордовский государственный университет, подготовительные курсы, подготовительное отделение.
Для цитирования: Лунин В. С. Довузовская подготовка молодежи в Мордовии (1957–1991 гг.) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 2. С. 129–149. DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.129-149.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru