СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2024г. №67)

УДК 392.3:008(=511.152)

Г. А. Корнишина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: G.Kornihina@mail.ru

 

Дом и семья в традиционной культуре мордвы

 

Аннотация

Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа – дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.

Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи.

Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий.

Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.

Ключевые слова: дом, семья, родовые знаки (меты) – тешксы, домашний очаг, Куд ава, Юрт ава, «красный угол», «бабий угол», коник, трудовые обязанности, семейный раздел.

Для цитирования: Корнишина Г. А. Дом и семья в традиционной культуре мордвы  // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 3. С. 209–222.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru