СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2018г. №44)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.446-547

УДК 316.612

Д. Б. Казанцева1, Е. К. Климова2, Т. Е. Чернышева3

1Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия),

e-mail: dinasens@mail.ru

2Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (Калуга, Россия),

е-mail: klimovelen@yandex.ru

3Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Калужский филиал) (Калуга, Россия),

е-mail: t.chernyshewa7@yandex.ru

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XX–XXI вв.: сравнительный анализ

 

Введение. Ценности определяют направление развития общества, его стратегические цели и государственную политику. Успешное функционирование и развитие государства возможно, когда учитываются его традиционные ценностные основания. В России в XX–XXI столетиях несколько раз кардинальным образом менялись ценностные парадигмы. Стратегическое развитие современного российского общества в период, когда новые для российского менталитета интересы, ценности и потребности вступают в противоречие с устоявшимися веками традициями, нормами и правилами, требует грамотного, научно обоснованного, подхода к системе формирования человека, способного в период глобализации, иерархичности и фрагментарности вывести страну на передовые позиции, разрешив внутренние и внешние противоречия. Для сохранения преемственности ценностей от эпохи к эпохе, важно понимать, каковы традиционные базовые ценности российского общества, как они эволюционировали при переходе из одной эпохи в другую, являются ли духовно-нравственные ценности сегодня приоритетными для россиян. Цель статьи заключается в выявлении и сопоставлении приоритетных ценностей в различные периоды развития российского общества – имперского, советского и постсоветского. Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили междисциплинарный, трансдисциплинарный, личностно-деятельностный и философский подходы. При анализе ценностей использовались результаты исследований различных наук: философии, психологии, социологии, экономики. Методами практического исследования ценностей явились: анкетный опрос, контент-анализ документов. Результаты исследования. На основе проведенного социально-философского анализа научной литературы и документов имперского, советского, постсоветского периодов, а также социологического исследования ценностей и целей молодежи, выявлены базовые ценности личности различных этапов развития российского общества, прослежена их преемственность, предложен новый конструктивный взгляд на происходящие изменения в ценностной сфере в течение сменяющихся эпох. Обсуждение и заключение. Трансформация ценностей от эпохи к эпохе имеет эволюционный характер. Христианские заповеди и общинность имперского периода в советский период трансформировались в социалистические ценности, которые в постсоветский период подверглись разрушению. В современном общественном сознании происходит осознание значимости возрождения духовно-нравственных ценностей, расширяется их содержание с учетом изменяющихся условий отечественной и мировой динамики развития. Наряду с духовно-нравственными ценностями основу российского менталитета составляют семейные ценности. Значимость семьи, несмотря на изменение ее формы от общины к личной семье, не ослабевала даже в критические периоды отечественной истории. Для формирования человека, способного быть успешным в различных сферах жизни, стать движущей силой будущих мировых свершений, необходимо усовершенствовать систему отечественного образования: положить в ее основу традиционные духовно-нравственные ценности и добавить ценности, направленные на реализацию потенциала личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, семья, личность, эпоха, период, имперский, советский, постсоветский.

 

Для цитирования: Казанцева Д. Б., Климова Е. К., Чернышева Т. Е. Духовно-нравственные ценности личности в российском обществе в XX–XXI вв. : сравнительный анализ // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 446–457. DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.446-457

 

Благодарность: В исследовании использованы материалы, полученные при проведении НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.» ГК № П2416 от 18 ноября 2009 г.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru