СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2019г. №48)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

 DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413

УДК 37.014

Е. А. Аверьянова

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук  при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия),

e-mail: averyanova-morm@mail.ru

 

Комсомол и школа в Мордовии в 1953–1964 гг.

 

Введение. Вопрос воспитания молодежи всегда привлекал всеобщее внимание. В этом плане любопытен опыт советской эпохи. При сложившихся критериях этого периода как времени тоталитарного господства и идеологии он привлекает внимание и интересен для исследования. Предметом данного исследования был избран период хрущевской «оттепели», когда проводились заметные изменения сталинской реформы, в том числе работа комсомола в школе. Рассматривается процесс воспитания коммунистической молодежи в школах республики в период перехода от всеобщего семилетнего образования до создания условий для перехода к всеобщему среднему образованию путем вовлечения в трудовую и социально активную деятельность. Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались архивные материалы, статистические данные, а также научная литература. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Статистический метод был использован при обработке количественных показателей. Результаты. На основе изучения архивных источников, а также имеющейся научной литературы были выявлены основные проблемы, а также рассмотрена деятельность комсомола в школах в период «оттепели». На фоне активизации участия комсомола в образовательной среде показаны процессы самоорганизации и эффективной деятельности комсомольской организации в школах. Обсуждение и заключение. Комсомол идейно и организационно сложился в условиях революционных потрясений, вызванных Великой российской революцией 1917 г., Гражданской войной и началом социалистического строительства. В жесткой атмосфере мобилизации сил и ресурсов для осуществления советской модернизации Союз молодежи сформировался не только как общественно-политическая организация, но и как государственный институт с многогранной структурой для осуществления молодежной политики и социализации подрастающего поколения на коммунистических идеях. Смыслы, заложенные в деятельности комсомола, были исторически уникальны: всеобщность, унитарность, идеологизированность, крайний централизм и иерархичность организационного строения. Ни одна молодежная структура в мире, по мнению исследователей, занимающихся этой проблемой, не достигла такого состояния, положения и всепоглощающей ориентированности на реализацию поставленных перед ней задач.

Ключевые слова: коммунистическое воспитание, воспитание учащихся, школы Мордовии, комсомольские организации, ВЛКСМ, комсомол республики, ученические бригады, школьные кружки, деятельность республиканских организаций ВЛКСМ.

Для цитирования: Аверьянова Е. А. Комсомол и школа Мордовии в 1953–1964 гг. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 406–413. DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru