СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2021г. №53)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.063-077

УДК 1/14.172

Е. А. Коваль1, А. А. Сычев2, Н. В. Жадунова3

1 Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (Саранск, Россия),

e-mail: nwifesc@yandex.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет  им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: sychevaa@mail.ru

3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет  им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

 e-mail: zhadunovan@mail.ru

 

Нормотворческие перевороты: право, мораль, религия

 

Введение. Появление социальных норм, как правило, описывается как стихийный объективно обусловленный процесс. Однако нормотворческий подход к исследованию обозначенной проблемы позволяет получить принципиально новую оптику социально-философских исследований нормативности. Целью данной статьи является анализ положения различных нормативных регуляторов (право, мораль, религия) в ценностно-нормативной иерархии, обусловленного нормотворческой деятельностью индивидуальных и коллективных субъектов. Материалы и методы. Теоретико-методологическим основанием исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть право, мораль и религию как элементы единого ценностно-нормативного пространства. Для концептуализации нормотворческих переворотов используется модель социального воображаемого в интерпретации К. Касториадиса и Ч. Тейлора. Результаты исследования. Описаны три нормотворческих переворота, обозначенных как моральный, религиозный и правовой, каждый из которых характеризуется приоритетом соответствующего нормативного регулятора. Моральному перевороту предшествовал этап зарождения социальных норм и первичного социального воображаемого, характеризующийся приоритетом группы. Моральный переворот знаменуется интериоризацией внешних норм в индивидуальное сознание и обособления моральных норм от иных социальных нормативных регуляторов, которые не дифференцировались в синкретичном сознании архаичного человека. Для религиозного переворота характерны иные субъекты нормотворчества (Бог, соборы, епископы и др.), переключение в ценностной иерархии с индивида на группу, формирование нового типа социального воображаемого. Правовой переворот, повлекший за собой определенную степень юридизации морали и религии, связан с развитием в социальном воображаемом идей прав человека, справедливости, равенства, характеризуется приоритетом интересов индивида и расширением круга субъектов нормотворчества, хотя их степень участия в нормотворческой деятельности может существенно дифференцироваться. Обсуждение и заключение. Вероятно, очередной нормотворческий переворот уже начался, однако осознать в полной мере его специфику можно будет только по прошествии определенного времени. Вероятнее всего, в центре социального воображаемого вновь окажется группа, потеснив индивида на периферию ценностно-нормативного пространства.

Ключевые слова: нормотворчество, нормотворческий переворот, социальное воображаемое, синкретизм, мораль, религия, право, индивид, группа.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-011-00082).

Для цитирования: Коваль Е. А., Сычев А. А., Жадунова Н. В. Нормотворческие перевороты: право, мораль, религия // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 63–77. DOI: 10.15507/2078-9823.53.021.202101.063-077.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru