СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2023г. №62)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.209-219

УДК 371.12

Е. В. Кирдяшова1, О. И. Максимкина2, И. В. Тараскина3, О. В. Терешкина4

1, 2, 3 Национальный исследовательский Мордовский

государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)

4 Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия)

1 e-mail: wek11@yandex.ru

2 e-mail: maximkinaoi@mail.ru

3 e-mail: irina-taraskina@yandex.ru

4 e-mail: tereshkina_olga@mail.ru

 

Компетенции педагога начального общего образования:

исследование профессиональных дефицитов

 

Аннотация

Введение. В статье проанализированы теоретические подходы к изучению различных аспектов формирования профессиональной компетентности педагога. Обоснована актуальность изучения профессиональных дефицитов современного учителя начальной школы. Цель статьи – исследование и интерпретация результатов профессиональных дефицитов компетентности педагога начального общего образования.

Материалы и методы. Использованы методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, методической литературы; контент-анализ учебно-научных текстов, используемых в учебных целях для детей младшего школьного возраста; синтез, сравнительный и описательный методы, анализ. Для изучения профессиональных дефицитов учителей начальных классов Республики Мордовия проведено эмпирическое исследование. Использованы автоматизированные диагностические задания на выявление уровня сформированности методических компетенций.

Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика сформированности методических компетенций у учителя начальных классов. Результаты диагностики свидетельствуют о наличии профессиональных дефицитов у педагогов начального общего образования. Педагоги затрудняются определять цели деятельности на отдельных этапах урока, последовательность структурных элементов занятия по решению практических задач, осуществлять отбор заданий разного уровня сложности для проведения дифференцированной работы.

Обсуждение и заключение. Полученные данные целесообразно учитывать при организации деятельности профессиональных обучающихся сообществ; построении индивидуальных образовательных маршрутов по совершенствованию профессиональной методической компетентности учителя начальных классов; обновлении содержания программ повышения квалификации в части формирования навыков организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников; понимания педагогами функций контроля и оценки в начальной школе, сущности становления универсального учебного действия, особенностей формирования учебной деятельности младшего школьника.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональные дефициты, педагог начального общего образования, диагностика методических компетенций.

Для цитирования: Кирдяшова Е. В., Максимкина О. И., Тараскина И. В., Терешкина О. В. Компетенции педагога начального общего образования: исследование профессиональных дефицитов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 2. С. 209–219.

DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.209-219.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru