ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.064-073
УДК 130.32
Е. В. Мочалов1, Ж. В. Чашина2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: mochalov_ev@mail.ru
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: chashina.j@yandex.ru
Роль нравственного воспитания в процессе освоения знания
Введение. Обращается внимание на исторически сложившиеся типы знания. Отмечается, что развитие техногенного общества объективно требует нравственной доминанты в процессе получения знания. Цель статьи – обоснование в рамках иерархически-соподчиненного подхода связи теоретической и практической составляющих в процессе обучения. Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили концепции томистов и неотомистов. Матрицей выступил иерархически-соподчиненный подход, предполагающий формирование как устойчивых знаний по соответствующей учебной дисциплине в процессе обучения, так и механизмов становления нравственной личности. В качестве инструментария использовались причинно-генетический и аксиологический методы. Результаты исследования. Утверждается, что применение анализируемого подхода является эффективным способом для приобретения знания и трансформирования его для развития нравственно-творческой личности. Выделены основные концептуальные положения рассматриваемого подхода, который позволяет, с одной стороны, формировать педагогическое мастерство педагога в рамках обучения, с другой – изменять систему ценностей учащегося, развивая интерес к знаниям и нравственному совершенству. Обсуждение и заключение. Подчеркивается практическая значимость исследования, ориентированного на формирование личностной системы ценностей. Указаны условия практической реализации предложенной методики, занимающей смежное положение между мотивационными и образовательными аспектами процесса обучения.
Ключевые слова: знание, иерархический подход, личность, метафизика, мудрость, нравственность, соподчиненность, теология, творчество.
Для цитирования: Мочалов Е. В., Чашина Ж. В. Роль нравственного воспитания в процессе освоения знания // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22. – № 1. – С. 64–73. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.064-073.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru