СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2020г. №49)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.072-082

УДК 008: 379.8.093

Е. Л. Яковлева Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (Казань, Россия),

e-mail: mifoigra@mail.ru

 

Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс

 

Введение. В современном мире ввиду интенсивного развития высоких технологий происходит множество изменений, проникающих в детство и мир детской игры. Все большее число появляющихся детских игр обладает компьютерным форматом. Играя в них, ребенок начинает отчуждаться от реальности, терять навыки к познавательной и творческой деятельности, полагаясь во всем на помощь высоких технологий. Одной из причин (негативных) трансформаций личности оказывается блокирование функционирования воображения в компьютерных играх. Цель статьи заключается в изучении имагинативной природы детской игры и ее потенциалов, имеющих познавательную и творческую направленность. Материалы и методы. Обозначенная проблема рассматривается на основе феноменологического анализа и непосредственного наблюдения за детскими играми. Результаты исследования показали, что ребенок благодаря погруженности в мир непосредственной игры получает импульсы к познанию окружающего мира, творчеству и нравственным проявлениям. Истоком перечисленного выступает воображение, выполняющее роль инстинкта, культурного сознания и разума в бытии человека. Посредством имагинации ребенок воображает, создает и интерпретирует играемое, расширяя горизонты своего бытия. Обсуждение и заключение. Исследование имагинации позволило провести демаркационную линию между непосредственными и компьютерными детскими играми. Их ключевое различие заключается в функционировании воображения, которое в непосредственных играх проявляет себя свободно, а в компьютерных блокируется высокими технологиями и алгоритмами программ. Сложившаяся ситуация актуализирует идею возврата к детской игре, основанной на непосредственном взаимодействии и коммуникации.

Ключевые слова: детская игра, воображение/имагинация, вдохновение, познавательный аспект, рациональность, творческий потенциал, закон изменчивости-в-постоянстве, нравственность, идеальная игра.

Для цитирования: Яковлева Е. Л. Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс  // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 72–82. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.072-082.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru