ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.249-262
УДК 7.071.1: 7.07-05:141.32
Е. Л. Яковлева
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (Казань, Россия),
e-mail: mifoigra@mail.ru
Особенности молчания Н. И. Фешина: попытка понимания экзистенциального опыта
Аннотация
Введение. Нередко личность в качестве ключевой стратегии своих проявлений отдает предпочтение неговорению, что позволяет говорить о молчании как экзистенциале человеческого бытия. К числу людей, избравших его в качестве основания жизни и деятельности, можно отнести Н. И. Фешина, что актуализирует исследование специфики молчания художника.
Материалы и методы. Основными методами исследования избраны аналитический и экзистенциальный. Они помогают прояснить феномен молчащего человека и алгоритмы творческой личности в молчании. Теоретико-методологической базой послужили идеи В. В. Бибихина об экзистенциальных состояниях личности, М. Михайловой о молчании, С. Франка о непостижимом, А. С. Гагарина о трансцендировании, Д. Г. Серякова о нон-финито, Е. Л. Яковлевой о потаенном.
Результаты исследования. Выявлено, что присущее Н. И. Фешину молчание связано с двухнедельным пребывании в коме в трехлетнем возрасте. Предпочитая в любой ситуации безмолвие, Николай Иванович демонстрировал собственную замкнутость: он всегда находился в себе со своими потаенными мыслями. При внешней пассивности молчание художника являло собой активный процесс, благодаря которому он рефлексировал над бытием, познавал Я, занимался творчеством, расширяя свои границы. Идеальным местом тишины и одиночества для Н. И. Фешина стала мастерская. В ней молчащий художник оказывался открытым бытию, что способствовало его трансцендированию, становящемуся побудом к творчеству. При трансцендировании Николай Иванович проникал в глубины бытия и обнаруживал необходимую идею/образ, подвергая художественной обработке.
Н. И. Фешин обладал даром передать на полотне невыразимое, постигнутое в молчании, а приемом подобного высказывания стало нон-финито. Оно играло роль многоточия, олицетворяя фешинское молчание и потаенное, связанное с экзистенциальным опытом. Нон-финито превращает шедевр искусства в открытое произведение, обладающее множеством интерпретаций.
Обсуждение и заключение. Фешинские молчание и нон-финито оказываются взаимо-связанными между собой. Нон-финито олицетворяет молчание в произведении искусства. Многоточие, выраженное в фешинских полотнах посредством нон-финито, актуализирует анализ произведений с точки зрения молчания художника о бытии-в-мире, бытии-с-собой и бытии-с-Другими.
Ключевые слова: Николай Иванович Фешин, молчание, кома, потаенность, тишина, трансцендирование, мастерская, отрешенное состояние, нон-финито, многоточие.
Для цитирования: Яковлева Е. Л. Особенности молчания Н. И. Фешина: попытка понимания экзистенциального опыта // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25,
№ 3. С. 249–262. DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.249-262.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru