ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.161-172
УДК 316:008
Е. Ю. Новикова
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия), e-mail: lNovikovaelena77@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ
Введение. Необходимость исследования бытийных категорий в аспекте личностного смысла и переживаний индивида обусловлена множественными факторами развития, повышением значимости индивида и индивидуализированных сфер бытия в обществе. Материалы и методы. Использовались методы и подходы в социальной философии: 1) социоантропологический подход, позволяющий рассмотреть сущностные черты человека в их индивидуализированном воплощении в конкретных видах деятельности; 2) системный подход; 3) интегративный метод, позволяющий философии выполнять методологическую функцию по отношению к различным наукам и объединять частнонаучные знания в единую систему. Результаты исследования. В качестве особенностей философского истолкования индивидуальных аспектов бытия необходимо выделить множество подходов, интегрированных в единую теорию, таких, как иррационалистический, феноменологический, социологический, гносеологический, историко-культурный. Индивидуальное бытие исследуется как совокупность практик, как состояние личности, как мотив и ценность, как картина мира и представление человека о своих возможностях, как личностный смысл и внутреннее сокровенное переживание. Обсуждение и заключение. Реализация принципов организации образовательного пространства как индивидуального бытия находит выражение в различных методах и подходах, которые практикуются в современном образовании. В современном образовании реализуется личностный подход, согласно которому задачи образования – формирование целостной личности, предпрофессиональной социализации и ресоциализации. Индивидуальное бытие отражается в парадигмах экономических наук при анализе практики реформ и связывается с целеполаганием, управлением, детерминизмом. В парадигмах менеджмента производственная среда трактуется как целостное индивидуальное бытие, воплощающее сущностные черты человека. В парадигмах эмоционального дизайна предметная, техническая среда рассматривается как форма индивидуального бытия человека.
Ключевые слова: бытие, индивид, личность, свобода и ответственность, сознание, философия, самореализация.
Для цитирования: Новикова Е. Ю. Проблема индивидуального бытия в междисциплинарном аспекте // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 161–172. DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.161-172
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru