СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2020г. №52)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.052.020.202004.454-464

УДК 159.922.2

Ж. Г. Гаранина1, Н. В. Андронова2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: garanina23@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: andronov1971@mail.ru

 

Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза

 

Введение. Анализируется проблема профессионального самосознания, в частности, влияния этого феномена на процесс личностного и профессионального саморазвития студентов. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что профессиональное самосознание является одной из важнейших предпосылок для саморазвития и самосовершенствования студентов вуза в процессе их профессионального обучения. Материалы и методы. Изложены результаты эмпирического исследования особенностей самосознания и саморазвития студентов Мордовского государственного университета с использованием комплекса методов: опросника «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, методики «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. А. Ратановой, Н. Ф. Шляхта, теста «Определение уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова, «Опросника cамоотношения» В. В. Столина,

С. Р. Пантилеева, методики исследования самооценки С. А. Будасси, теста «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, опросника «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Моросановой). Результаты исследования. Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между рефлексивными, аффективными и регулятивными компонентами самосознания студентов и уровнем их личностно-профессионального саморазвития. Установлено, что высокий уровень развития рефлексивных качеств обучающихся связан с их стремлением к самопознанию. Связь между саморегуляцией и готовностью к самопознанию и саморазвитию определяет способность студентов к осуществлению систематической и целенаправленной работы над собой. Показано, что обучающиеся с высоким и выше среднего уровнями саморазвития осознают изменения, происходящие в структуре их личности в процессе профессионального обучения, и характеризуются более высокими показателями рефлексивности, самоотношения и самооценки по сравнению со студентами с низким и ниже среднего уровнями саморазвития. Обсуждение и заключение. Полученные результаты подтверждают предположение, что личностно-профессиональное саморазвитие обусловливается способностью студентов к рефлексии и осознанию личностных и профессиональных качеств.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие, самосознание, рефлексия, самоотношение, саморегуляция.

Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2020. – Т. 20. – № 4. – С. 454–464. DOI: 10.15507/2078-9823.52.020.202004.454-464.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru