ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.341-350
УДК 930.85
И. А. Зеткина1, Е. А. Жиндеева2, Е. В. Барсукова3, С. Д. Абишева4
1 Саранская духовная семинария (Саранск, Россия),
e-mail: irzet@mail.ru
2 Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия),
e-mail: jindeeva@mail.ru
3 Саранская духовная семинария (Саранск, Россия),
e-mail: irzet@mail.ru
4 Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Алматы, Казахстан),
e-mail: s.abisheva@mail.ru
Специфика воспитания языковой личности в условиях дворянского социума второй половины XVIII – начала XIX в.
Аннотация
Введение. Традиции дворянского социума не просто являются фундаментом многоязычной культуры России, но и остаются исторической основой воспроизводства человеческого интеллектуального капитала как основы мироустройства. В связи с этим механизмы воспитательного процесса языковой личности в условиях дворянского социума представляют значительный интерес для современных исследователей и, на наш взгляд, требуют пояснений и комментариев. Цель статьи заключается в анализе коммуникативного процесса в дворянской среде XVIII–XIX вв. как особой модели воспитания личности.
Материалы и методы. Материалом для исследования является русская художественная, автобиографическая и мемуарная литература XVIII–XIX в. В работе использовались методы системного анализа источников, контент-анализа, социокультурный, аксиологический, феноменологический, герменевтический и сравнительно-исторический подходы к изучению явлений культуры.
Результаты исследования. Получено эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что специфика воспитания языковой личности в условиях дворянского социума второй половины XVIII – начала XIX в. тесно связана с институтом гувернерства и масштабностью домашнего обучения. Дидактический подход к работе с дворянскими наследниками, основанный на формировании полилингвальной личности, нередко сводился к готовности
обучающихся к свободному владению устной и письменной формами речи на иностранном языке (в значительной степени французском). При этом стремление обучающихся зафиксировать и передать речемыслительный опыт на иностранном (французском) языке и примеры его использования в практике речевой культуры и поведения становились мерилом воспитательного и образовательного процессов.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке содержания программ, связанных с историей билингвальных учений, истории педагогики и теории воспитания, что с практической точки зрения будет полезным для совершенствования образовательной программы вуза, повышения качества анализа художественных произведений. Ценность исследования заключается в анализе содержательного контекста.
Ключевые слова: дворянская культура, билингвальная личность, культурно-образовательное пространство, языковая картина мира, многоязычие.
Для цитирования: Зеткина И. А., Жиндеева Е. А., Барсукова Е. В., Абишева С. Д. Специфика воспитания языковой личности в условиях дворянского социума второй половины XVIII – начала
XIX в. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 3. –
С. 341–350. – DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.341-350.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru