Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.316-327
УДК 811.1611’42:39
И. Г. Напалкова
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: inapalckova@yandex.ru
ORCID 0000-0003-3896-1600
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: теоретико-методологический анализ
Введение. Актуальность исследуемой тематики определяется предметом анализа категории «национальное сознание», которая представляет собой структуру, объединяющую российскую нацию как этно-национально-государственное образование. От его устойчивости во многом зависят судьба российской государственности, способность противостоять глобальным вызовам и угрозам, а также внутренняя направленность развития российского общества. Чрезмерная абсолютизация этнической самобытности приводит к деструктивным процессам, вплоть до распада страны. Основная цель работы – анализ теоретико-методологических основ формирования национального сознания в технологическом контексте. Материалы и методы. Для реализации исследовательской стратегии были использованы структурный анализ, системный и аналитический методы, функциональный и аксиологический подходы и др. Результаты исследования. Исследовательская проблематика связана со спецификой социальных технологий формирования национального сознания, которые можно применить в российской действительности. В качестве технологий, формирующих национальное сознание в ключе общероссийской гражданской нации, в статье выделяются государственно-административные, основанные на программно-целевом подходе и использующие технологии направленной социализации и механизм «точечной секуляризации сознания». В частности, это федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 гг.)», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» и др. В числе «мягких технологий» рассматриваются коммуникационные технологии – PR, брендирование, пропаганда. Обсуждение и заключение. Проведенное теоретико-методологическое исследование показало, что коммуникационным технологиям уделяется недостаточное внимание, хотя именно они способны результативно влиять на общественное мнение и вносить в массовое сознание новые ценности, идеалы, установки. При этом эффективность реализации любых технологий часто обусловлена степенью партнерства между государством и гражданским обществом. Формирование российской гражданской нации не может быть лишь политически инициированным и государственно управляемым и направляемым – это преимущественно естественно-исторический процесс.
Ключевые слова: нация, гражданская нация, национальное самосознание, идентичность, ценности, культурные черты, социальная инженерия, социальные технологии, направленная социализация, PR, пропаганда, брендирование.
Для цитирования: Напалкова И. Г. Социальные технологии формирования национального самосознания: теоретико-методологический анализ // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 316–327. DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.316-327
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» № 18-011-00364 А.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru