СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2019г. №45)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.089-101

УДК 159.9 316.6

К. М. Романов

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия),

e-mail: famylypost@mail.ru

 

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПСИХОЛОГОВ

 

Введение. Обсуждается проблема повышения качества подготовки психологов в университете. Подчеркивается, что исходным условием ее решения является анализ профессиональной деятельности психолога. Профессиональная подготовка психологов должна быть направлена на формирование наиболее общих и универсальных компетенций и личностных образований. Таким универсальным инструментом, необходимым для решения любых профессиональных задач, может служить психологическая культура. Она состоит из научных знаний, психологического мышления, в нее включена система практических умений и навыков, а также духовно-нравственные качества. В число основных задач входит профессиональная подготовка специалистов-психологов – формирование данных структурных компонентов психологической культуры. Рассматривается проблема формирования психологического мышления и научных понятий. Обзор литературы. Представлен критический анализ традиционной методики профессиональной подготовки психологов, одним из недостатков которой является игнорирование личного психологического опыта студентов. Выделены особенности психологического мышления (специфика объекта, повышенная сложность, глубокая связь с личностью и др.) и его виды: научное и житейское. Материалы и методы. Рассматривается методика формирования психологического мышления и системы научных понятий. Она состоит из теоретической части и практикума. Основу практикума составляют пять типов учебных заданий, которые проходят через все темы курса психологии (либо в полном, либо в несколько ограниченном составе): задания на актуализацию психических явлений, задания на распознавание психических явлений, задания на прогнозирование поведения и состояния человека, задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с человеком и задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений. Результаты исследования. Представлено подробное описание методики формирования умственных действий и научных понятий. Для решения этой задачи используются учебные задания, направленные на разработку конкретных жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация определенного психического явления. В последующем студенты приходят к обобщенному пониманию сущности подобных ситуаций. Это является критерием усвоения соответствующих психологических понятий. Результаты исследования показывают, что традиционная методика обучения не дает такого эффекта. Обсуждение и заключение. Для формирования научного мышления у психологов необходима организация психологического практикума. Однако формирование когнитивного компонента психологической культуры является необходимым, но недостаточным условием качества подготовки психологов. Не менее важной задачей является формирование практических умений и духовно-нравственного компонента психологической культуры.

Ключевые слова: качество подготовки специалистов, профессиональное мышление, психологическое мышление, умственные действия, психологические понятия, учебные задания, методика формирования мышления.

 

Для цитирования: Романов К. М. Вопросы формирования профессионального мышления у психологов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 89–101. DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.89-101

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru