СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2022г. №58)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.176-188

УДК 159.9 316.6

К. М. Романов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: famylypost@mail.ru

 

Проблема духовного опыта человека в трудах И. А. Ильина

 

Аннотация

Введение. Проблема духовности является одной из актуальных в науке и очень важных в практическом плане. Статья посвящена анализу концепции духовного опыта, разработанной известным русским философом И. А. Ильиным.

Материалы и методы. В качестве онтологической основы необходимости духовного опыта он рассматривает духовную реальность как неотъемлемую часть мира, с которой неизбежно приходится сталкиваться каждому человеку. Она обладает особыми свойствами, которые недоступны для чувственно-эмпирического познания. Поэтому ее нельзя обнаружить с помощью традиционных методов познания и описать с помощью привычных категорий анализа материального мира. Для того чтобы обнаружить и постичь ее, требуются особые «духовные органы – очевидность, совесть, правосознание, художественное видение, любовь» [6, с. 102]. Духовная реальность является человеку в форме субъективных феноменов: нравственных, эстетических, интеллектуальных переживаний. Но это не отрицает факт ее существования.

Заключение. И. А. Ильин убедительно доказал это в своих работах. Необходимым условием постижения духовной реальности является духовное бытие человека. По мере обретения духовного опыта происходят кардинальное изменение человека, преобразование его в «духовную личность». Духовный опыт не является врожденным, но каждый нормальный человек предрасположен к его усвоению. Это зависит от него самого, поскольку духовный опыт постигается лично. Другие люди могут создавать для этого необходимые условия, но не могут заменить субъекта. Современная система образования не способна к формированию у подрастающего поколения подлинного духовного опыта. И. А. Ильин предупреждал о негативных последствиях бездуховности людей.

Ключевые слова: духовный опыт, духовный мир, духовное бытие, образ мира, созерцание, познание, личность.

Для цитирования: Романов К. М. Проблема духовного опыта человека в трудах И. А. Ильина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 176–188. DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.176-188.

 

Список источников

1. Акопов Г. В., Семенова Т. В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии. – Самара: ПГСГА, 2014. – 52 с.

2. Белоусова П. А. Христианская любовь как форма высшей человеческой чувственности // Научный аспект. – 2020. – № 2. – С. 1 746–1 756.

3. Братусь Б. С. «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа» // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллектив. моногр. – 2-е изд. – М., 2020. – С. 129–154.

4. Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. – М.: АСТ, 2004. – 248 с.

5. Иерей Виктор Кравцов. Сущность и цель монашества // Журнал Нижегородской духовной семинарии. Дамаскин. – 2021. – № 3. – С. 40–43.

6. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения. – М.: Эксмо, 2006. – 912 с.

7. Инина Н. В. Вера и религиозность как объекты психологического исследования // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллектив. моногр. – 2-е изд. – М., 2020. – С. 351–385.

8. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – 2-е изд. – Минск: Белорус. Правосл. Церковь, 2014. – 239 с.

9. Меньшиков В. М., Хохлова А. Б. Духовно-нравственный кризис как главная причина рассоциализации общества. Основные направления его рассоциализации и способы противодействия духовно-нравственной деградации социума // Молодежь: собода и ответственность.  – Саранск, 2019. – С. 22–30.

10. Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. – Изд. 4-е. – М.: Познание, 2018. – 280 с.

11. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская [и др.] // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 3. – С. 404–422. – DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422.

12. Петренко В. Ф. Категоризация // Психология общения. Энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М., 2015. – С. 69–70.

13. Романов К. М. И. А. Ильин о феномене веры // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 112–122. – DOI: 10.15507/2078-9823.53.021.202101.112-122.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 705 с. – (Мастера психологии).

15. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 383 с.

16. Слободчиков В. И. Христианская психология как методологическая возможность // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллектив. моногр. – 2-е изд. – М., 2020. – С. 155–171.

17. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. энцикл., 1983. – 840 с.

18. Хватова М. Б. Вера как экзистенциальная проблема в русской философии // Манускрипт. – 2019. – Т. 12, № 9. – С. 95–100.

19. Associations between Emotional Intelligence, Empathy and Personality in Japanese Medical Students / K. Abe [et al.] // BMC Medical Education. – 2018. – Vol. 18. – P. 47. – DOI: 10.1186/s12909-018-1165-7.

20. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference / Dongju Li [et al.] // BMC Medical Education. – 2018. – Vol. 18. – P. 241. – DOI: 10.1186/s12909-018-1348-2.

21. Tariq N., Tayyab A., Jaffery T. Differences in Empathy Levels of Medical Students Based on Gender, Year of Medical School and Career Choice // Journal of the College of Physicians and Surgeons Pakistan. – 2018. – Vol. 28, Issue 4. – P. 310–313. – DOI: 10.29271/jcpsp.2018.04.310.

 

Загрузить статью в PDF

 

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru