СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2023г. №63)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.357-370

УДК 159.98:316.64

Л. А. Кунаковская1, Е. В. Кривотулова2, М. Р. Арпентьева3

1, 2 Воронежский государственный университет (Воронеж, Россия)

3 Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» (Калуга, Россия)

1 e-mail: kynludal@mail.ru

2 e-mail: krivotulova-elen@bk.ru

3 e-mail: mariam_rav@mail.ru

 

Рефлексивное обучение и проблемы самосовершенствования преподавателя вуза

 

Аннотация

Введение. Системность педагогической деятельности  предполагает необходимость  ее  периодического переосмысления педагогами: как с целью профессионального и иного развития самих себя, так и с целью повышения успеваемости и качества подготовки их учеников.

Материалы и методы. Цель исследования – осмыслить место рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза. Метод исследования – теоретический анализ проблем рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза.

Результаты исследования. Рефлексивная практика – это процесс, облегчающий, интенсифицирующий и улучшающий преподавание и обучение. Она позволяет развивать понимание преподавателей и иных субъектов образования и играет центральную роль в профессио-нальном развитии педагогов вузов.

Обсуждение и заключение. Когда педагоги ориентированного на инновации вуза проводят систематические рефлексивные (само)исследования, они лучше и полнее понимают себя, свою практику и своих учеников. Постоянно изучая собственные действия, представления и переживания, педагоги растут профессионально, личностно и социально. Они также создают условия для своих учеников: помогают им развивать свое понимание и свои рефлексивные практики в ходе учебных занятий. Анализ данных проблем может быть важным шагом на пути к созданию интегративной модели рефлексивных процессов в образовании, а также шагом на пути осмысления источников и условий самосовершенствования педагогов.

Ключевые слова: рефлексивные практики, рефлексивное обучение, студенты-учителя, повышение квалификации учителей, инновации, профессиональное образование.

Для цитирования: Кунаковская Л. А., Кривотулова Е. В., Арпентьева М. Р. Рефлексивное обучение и проблемы самосовершенствования преподавателя вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 3. С. 357–370. DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.357-370.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru