ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.484-498
УДК.159.96
Л. В. Токарская1, Е. В. Хлыстова2, А. А. Похалуев3, Н. Г. Токарева4
1, 2 Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия)
3 Федеральная пассажирская компания (Екатеринбург, Россия)
4 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)
1 e-mail: liydmil@mail.ru
2 e-mail: duslem6704@mail.ru
3 e-mail: рaа19989@gmail.com
4 e-mail: tokareva-1@mail.ru
Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития
Aннотация
Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием.
Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13–14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна – Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости.
Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.
Ключевые слова: игровая зависимость, компьютерная зависимость, агрессия, подростки, задержка психического развития.
Для цитирования: Токарская Л. В., Хлыстова Е. В., Похалуев А. А., Токарева Н. Г. Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 484–498. DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.484-498.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru