СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2018г. №42)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.170-183

УДК 14

Л. И. Титлин

Институт философии Российской академии наук (Москва, Россия),

e-mail: titlus@gmail.com

ORCID: http://orcid/org /0000-0003-2625-8483.

 

ДИСКУССИЯ БУДДИСТОВ И САНКХЬЯИКОВ ОБ АТМАНЕ (ПЕРЕВОД ФРАГМЕНТА ИЗ «ТАТТВАСАНГРАХАПАНДЖИКИ»)

 

Введение. Шантаракшита – буддистский мыслитель Индии и Тибета, представитель махаянской школы йогачара-сватантрика-мадхъямака. Его самое известное произведение – «Таттвасанграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») – масштабное полемическое сочинение, в котором подвергаются критике основные понятия главных философских школ Индии. В разделе «Полемика с санкхьяиками об атмане» разворачивается философская полемика между буддизмом и индийской школой санкхья по вопросу о существовании и свойствах субъекта. Целью статьи является представление первого перевода с санскрита на русский язык главы «Полемика с санхьяиками об атмане» раздела «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты c комментарием «Панджика» Камалашилы. Материалы и методы. При переводе санскритских текстов использовался метод сравнительного анализа всех имеющихся переводов на различные языки с целью установления исходного смысла текста в попытке адаптации его к ментальным и языковым реалиям русской культуры. Была задействована современная методология научной компаративистики и востоковедения: широко применялись методы историко-философской интерпретации текстов – историко-философская реконструкция и компаративный анализ. Исследование базируется на результатах последних научных достижений в области изучения индийской философии, выполненных отечественными и зарубежными учеными. Результаты исследования. Научная новизна исследования состоит в выполнении первого перевода с санскрита на русский язык главы «Полемика с санхьяиками об атмане» главы «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шантаракшиты c комментарием «Панджика» Камалашилы. Перевод предваряется кратким рассмотрением метафизической системы санкхьи и понятия субъекта в ней, сведениями об авторе и комментаторе текста и анализом приводимого отрывка. Обсуждение и заключение. Санкхьяики считают, что атман (пуруша) имеет природу сознания, причем оно отлично от познания (буддхи), которое имеет природу материи-Пракрити. Буддисты указывают на противоречие между понятием вечного и неизменного атмана и его свойством сознающего субъекта, а также понятием бессознательной Пракрити, которая предоставляет плоды познания и деятельности в форме интеллекта-буддхи.

Ключевые слова: атман, субъект, Шантаракшита, Камалашила, «Таттвасанграха», «Панджика», я, не-я, санкхья, пуруша, Пракрити, буддхи.

Для цитирования: Титлин Л. И. Дискуссия буддистов с санкхьяиками об атмане (перевод фрагмента из «Таттвасанграхапанджики») // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 170–183. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.170-183

 

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (грант № 16-18-10427 «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов»).

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru