СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2021г. №53)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.019-030

УДК 141.1:322.24

М. А. Елдин1, С. И. Малоземов2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

е-mail: eldin1974@yandex.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

е-mail: semalozemov@yandex.ru

 

Цезаропапизм и секуляризм в византийской и русской традиции

 

Введение. В обобщающей характеристике духовных творений мыслителей Руси и России рассматривается роль ортодоксального конфессионального наследия, представляется анализ социальных традиций балканских и российских народов. Разнонаправленные тенденции, с одной стороны, антиклерикальных сил, с другой – церковной общественности свидетельствуют, что актуального разрешения тема секуляризации российского общества не получила. Цель статьи заключается в рассмотрении понимания процессов цезаропапизма и секуляризма в российском обществе, историософских и методологических последствиях данного понимания. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматривается интегративный подход, соединенный с историко-методологическим и философско-историческим анализом. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, исторической литературы, журналистских исследований по изучаемой проблеме, компартивистский анализ текстов, сопоставление, обобщение) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов, рассматриваемых понятия цезаропапизма и секуляризма) методов. Результаты исследования. Рассмотренная модель понимания секуляризации и секуляризма в реалиях российской истории свидетельствует о вторичном, заимствованном характере данных понятий. По мнению авторов, декреты императоров Византии, Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и церкви от школы» не соответствовали ожиданиям участников Поместного собора, которые выразили свои чаяния в документе «О правовом положении Православной российской церкви». Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом фактического понимания процессов может стать правильно выстроенная модель государственно-церковных отношений, которая может появиться только при сбалансированном факторе разнообразных интересов акторов современной государственно-религиозной политики России. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феноменов секуляризма и секуляризации при проектировании государственно-религиозного ландшафта недалекого будущего.

Ключевые слова: секуляризация, цезаропапизм, квазирелигия, Декрет «Об отделении церкви от государства и церкви от школы», документ «О правовом положении Православной российской wеркви», логика государственно-церковных отношений, конвенционалистская и сепарационная модели государственно-церковных отношений.

Для цитирования: Елдин М. А., Малоземов С. И. Цезаропапизм и секуляризм в византийской и русской традиции // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 19–30. DOI: 10.15507/2078-9823.53.021.202101.019-030.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru