ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.189-202
УДК: 159.9:616.89-008.48-057.875
М. С. Ионова1, Е. В. Пятаева2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: pyataeva99@mail.ru
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: ionovams@mail.ru
Личностные особенности студентов, склонных к интернет-зависимому поведению
Введение. Статья посвящена изучению особенностей личности студентов с разным уровнем интернет-зависимости. В связи с быстрым повсеместным распространением интернета проблема зависимости от глобальной сети приобретает все бо́льшую актуальность. Однако приходится констатировать наличие противоречия между необходимостью профилактики интернет-зависимости у молодежи и недостаточной изученностью личностных особенностей студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, тестирование: тест на интернет-зависимость К. Янг (в адаптации В. А. Лоскутовой), тест «Самооценка» Л. Д. Столяренко, личностный опросник «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю, личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Ю. Айзенка, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Для статистического анализа эмпирических данных был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что среди респондентов нет людей с ярко выраженной интернет-зависимостью. Выявлены потенциальные интернет-аддикты – студенты, чрезмерно увлеченные интернетом. Они чаще всего имеют низкие показатели самооценки и более подвержены внушению по сравнению с обычными пользователями Сети. Большинство студентов, склонных к интернет-зависимому поведению, имеют высокий и слишком высокий уровень мотивации избегания неудач, в то время как для большей части обычных пользователей характерен высокий уровень. По шкале интроверсия – экстраверсия между группами респондентов не наблюдается каких-либо значимых различий. Статистический анализ полученных данных подтвердил наличие достоверных различий между студентами, являющимися потенциальными аддиктами, и студентами – обычными пользователями интернета, в показателях самооценки и внушаемости. Обсуждение и заключение. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что студенты, чрезмерно увлеченные интернетом, отличаются от сверстников – обычных пользователей Сети склонностью к низкой оценке собственных качеств и более высокой внушаемостью. Также для них характерен более высокий уровень мотивации избегания неудач. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке программ профилактики интернет-зависимости у студенческой молодежи.
Ключевые слова: аддикция, интернет-зависимость, внушаемость, самооценка, интроверсия, экстраверсия, мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха, студенты.
Для цитирования: Ионова М. С., Пятаева Е. В. Личностные особенности студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 189–202. DOI: 10.15507/2078-9823.54.021.202102.189-202.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru