ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.394-404
УДК 101.1
М. Э. Рябова
Российский новый университет (Москва, Россия),
e-mail: ryabovame@mail.ru
Студенческая миграция в аспекте социально-философской рефлексии
Введение. Студенческая миграция существует на всем протяжении развития общества и ко второй половине ХХ столетия становится массовым социальным феноменом. Постоянное усложнение социума под воздействием информационных технологий придает студенческой миграции другие формы. Учитывая, что студенческая миграция является составляющей частью единого образовательного процесса, его отдельные этапы актуализируют дифференциацию мобильного поведения обучающихся мигрантов, включая локализацию среды проживания, учебного заведения, образовательной деятельности и интерактивного характера обучения. Цель статьи состоит в попытке экспликации феномена студенческой миграции в поле социальной философии, рассмотрения ее сопровождающих позитивных и негативных аспектов в призме дистанционных контекстов. Материалы и методы. Методологической основой исследования выступает междисциплинарный подход, позволя-ющий выделить и охарактеризовать взаимосвязь изучаемых явлений. Решение исследовательских задач обеспечивалось взаимодополняющими методами критического анализа и интерпретации явлений социальной реальности, базирующихся на диалектической идее снятия одномерности познания глобализирующегося образовательного пространства. Результаты исследования. Выявлена специфичность современной студенческой миграции, заключающаяся: 1) в ограничении свободного перемещения в пространстве; 2) вынужденном перемещении в виртуальную реальность цифрового формата, обусловившем мнимость территориальной подвижности; 3) ослаблении непосредственного контакта с принимающей образовательной средой, ведущего к диссонансу с существующим положением вещей; 4) усилении трансграничного характера образования, позволяющего расширить международное сотрудничество с разными странами. Обсуждение и заключение. Ожидаемый эффект реализации дистантных форм студенческой миграции заключается в новой интерпретации субъекта всеобщего, меняющего отношение к миграции. Возникающий повсеместно медийный резонанс способствует формированию предпосылок позитивного восприятия образа мигранта. Академическая мобильность, обусловленная сегодняшней модификацией действительности, оказалась детерминирована цифровизационным мегатрендом образовательных учреждений, затронувшим все аспекты жизнедеятельности. Дистанционные технологии смягчили проблему адаптации мигрантов к другой культурной среде, нивелировали последствия социокультурного стресса, испытываемого обычно субъектом как внешней миграции, так и внутренней. Практический опыт реализации дистанционных форм работы с субъектом образовательной миграции показал неоспоримость всеобщего вовлечения в движение к новому типу производства знания, важнейшую роль в котором играют прагматичная ситуативность и мощное присутствие инструментов цифровой среды.
Ключевые слова: студенческая миграция, дистанционное обучение, социальная реальность, социокультурная идентификация, противоречие, развитие, личность.
Для цитирования: Рябова М. Э. Студенческая миграция в аспекте социально-философской рефлексии // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 4. – С. 394–404. DOI: 10.15507/2078-9823.56.021.202104.394-404.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru