СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2019г. №47)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.320-336

УДК 331.108.4: 005.322: 629.4.076

Н. В. Андронова1, Ж. Г. Гаранина2, М. С. Ионова3, Н. В. Резепова4

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: andronov1971@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: garanina23@mail.ru

3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: ionovams@mail.ru

4 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия),

e-mail: natalia0309@list.ru

 

Особенности профессионально важных качеств членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте

 

Введение. Статья посвящена проблеме профессионального отбора и определения набора качеств, которыми должны обладать специалисты сферы «человек – техника», в частности, работники локомотивных бригад. Вопрос об оценке профессиональной пригодности машинистов паровозов в России ставился еще в конце XIX в. железнодорожными инженерами-администраторами. Однако изучение профессионально важных качеств членов локомотивных бригад не теряет актуальности. В практическом аспекте важность соответствующих исследований связана с обеспечением безопасности движения поездов. Материалы и методы. В ходе исследования использовалась совокупность методов: анализ литературы, тестирование (методика диагностики уровня личностной готовности к риску PSK Р. Шуберта, тест «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана, методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости), опрос (анкета). Для статистического анализа эмпирических данных применялся метод ранговой корреляции γs Спирмена. Результаты исследования. Описываются результаты эмпирического исследования особенностей ряда профессионально важных качеств работников локомотивных бригад. В частности, приводятся данные диагностики волевой саморегуляции и стрессоустойчивости машинистов тепловозов и помощников машинистов, а также результаты измерения их готовности к риску, рассматриваемой как анти-ПВК. Было выявлено, что у большинства испытуемых – работников локомотивных бригад низкий и средний уровни личностной готовности к риску, они не склонны действовать необдуманно, наугад. Бόльшая часть машинистов и их помощников имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции, т. е. являются эмоционально зрелыми личностями, активны, независимы и самостоятельны. Три четверти обследованных работников локомотивных бригад продемонстрировали высокий уровень развития настойчивости, подавляющее большинство – высокоразвитое самообладание. Больше половины выборки – представители типа Б стрессоустойчивости, т. е. стрессоустойчивые люди. Однако более трети членов локомотивных бригад относятся к типу А стрессоустойчивости. У них отмечаются проявления агрессивности, нетерпеливости, неустойчивости к стрессам. Статья содержит материал анализа проведенного опроса членов локомотивных бригад относительно качеств, необходимых представителям их профессии. Чаще других среди ответов встречались волевые черты характера, выражающие отношение к труду и к окружающим людям. Анкетирование выявило особую значимость развития у машинистов тепловоза и их помощников следующих психологических качеств: терпения, внимательности, ответственности, решительности, уверенности в себе, бдительность, трудолюбия. Корреляционный анализ эмпирических данных установил наличие статистически значимой связи волевой саморегуляции и самообладания с типами стрессоустойчивости. Между обозначенными качествами работников локомотивных бригад существуют средние по силе обратные связи. Данные корреляционного анализа и логика теста, примененного для измерения стрессоустойчивости, позволяют говорить, что чем выше уровень развития волевой саморегуляции и самообладания как ее компонента, тем лучше стрессоустойчивость членов локомотивных бригад. Обсуждение и заключение. Для повышения продуктивности профессиональной деятельности членов локомотивных бригад психологу депо можно рекомендовать проводить с машинистами тепловоза и их помощниками тренинговые упражнения на развитие волевой саморегуляции и такого ее элемента, как самообладание, что может способствовать улучшению стрессоустойчивости.

Ключевые слова: профессионально важные качества, железнодорожный транспорт, локомотивная бригада, машинист, помощник машиниста, стрессоустойчивость, волевая саморегуляция, самообладание, настойчивость, готовность к риску.

Для цитирования: Андронова Н. В., Гаранина Ж. Г., Ионова М. С., Резепова Н. В. Особенности профессионально важных качеств членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 3. – С. 320–336. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.320-336

Благодарность: Исследование выполнено при содействии сотрудников Эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru