ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.216-224
УДК 159.9.072.432
Н. Е. Кулешова1, Л. И. Лашмайкина2
1 Университет «Синергия» (Москва, Россия),
e-mail: Lobanova80.80@mail.ru
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru
Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии
Аннотация
Введение. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью. Наиболее остро эти качества проявляются в дошкольном периоде. Одной из важнейших социально-психологических характеристик дошкольников является возникновение и соподчинение мотивов. Есть основание полагать, что повышенная тревожность может усугубить проявление негативных сторон кризиса 7 лет. Проблема детской тревожности вызывает как глубокое беспокойство воспитателей, родителей, социальных работников, так и острый научный и практический интерес исследователей. Потребность восполнить данный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования. Нами поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность детской тревожности и особенности игровой терапии как метода социально-психологической коррекции; 2) определить уровень тревожности детей дошкольного возраста и провести коррекционную работу посредством метода недирективной игровой терапии; 3) наметить основные пути и формы социальной работы с родителями тревожных дошкольников. Гипотеза исследования: социально-психологическая коррекция детской тревожности, лежащая в основе нарушения социального статуса дошкольника, будет проходить наиболее эффективно, если этот процесс будет организован в рамках игровой терапии.
Методы: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (U-критерий Манна – Уитни, критерий Вилкоксона).
Обсуждение и заключение. Представлены результаты исследования, связанные со снижением уровня тревожности у дошкольников в результате проведения занятий с использованием игротерапии.
Ключевые слова: тревожность, игротерапия, коррекция, недирективные методы.
Для цитирования: Кулешова Н. Е., Лашмайкина Л. И. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 216–224. – DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.216-224.
Список источников
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 111–117.
2. Бодров В. А., Лукьянов Н. В. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. – 1981. – № 2. – С. 51–65.
3. Большой толковый психологический словарь. – М.: АСТ; Вече, 2012. – 560 с.
4. Долгова В. И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 40–48.
5. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 127 с.
6. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Питер, 1995. – 128 с.
7. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 230 с.
9. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1999. – С. 49–59.
10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный
стресс. – Л., 1970. – С. 41–47.
11. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. – М.: Эксмо, 1997. – 50 с.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. – М.: Национальное образование, 1983. – 318 с.
13. Марциновская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 176 с.
14. Мэй Р. Смысл тревоги. – М.: Педагогика, 2001.
15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Академия, 2008. – 304 c.
16. Савва Л. И. Феномен развития детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 150 с.
17. Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей
6–7 лет. – М.: Педагогика, 1996. – 146 с.
18. Сосновикова Ю. Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 112–116.
19. Страхов В. И. Внимание как психическое состояние // Психология психических состояний. – Казань, 1998. – Вып. 1. – С. 25–31.
20. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – 447 с.
21. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 94–106.
22. Хорни К. Собрание сочинений: в 3 т. – М., 1997.
23. Шафранская К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л., 1976. – С. 176–188.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru