СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2021г. №54)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.177-188

УДК 159.9

Н. И. Мешков1, Д. Н. Мешков2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail:nimesh@list.ru

2 PUMA (Москва, Россия),

e-mail: meshd@list.ru

 

Воспитание в гуманистической педагогике

 

Введение. Рассматривается проблема воспитания, основанная на методологии гуманистического подхода к формированию личности. Сравнительный анализ позволил выделить и охарактеризовать особенности, присущие как коммунистическому, так и современному гуманистическому воспитанию. Особое внимание уделено принципам гуманистической педагогики, которые определяют направленность и деятельность воспитательных организаций. Значимость рассматриваемой проблемы в том, что определенное ее понимание лежит в основе формирования духовной культуры личности и социума. Материалы и методы. Теоретико-методологической стратегией исследования выступал сравнительно-сопоставительный подход, позволивший выделить и охарактеризовать особенности, присущие как коммунистическому, так и современному гуманистическому воспитанию. С этой целью были использованы следующие методы: теоретическое моделирование, абстрагирование, обобщение, сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлены и критически осмыслены подходы к воспитанию, осуществляемые под влиянием коммунистического и гуманистического (антропоцентристского гуманизма) воспитания. Как антитеза антропоцентрического гуманизма показана роль православного гуманизма на формирование личности человека. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что гуманистическая педагогика, стремясь быть самостоятельной, разрабатывает подходы к воспитанию. Однако она использует тот воспитательный материал, который был в критикуемой ей традиционной педагогической науке и практике. Основное ее отличие от предыдущей педагогики состоит в том, что центр педагогического пространства занимает отдельная личность. Воспитание при этом понимается как деятельность, направленная на создание необходимых условий для ее самореализации, внутреннего самовыражения.

Ключевые слова: гуманистическое воспитание, антропоцентрический гуманизм, православный гуманизм, патриотизм, космополитизм, принципы гуманистической педагогики.

Для цитирования: Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Воспитание в гуманистической педагогике // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 177–188. DOI: 10.15507/2078-9823.54.021.202102.177-188.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru