ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.24412/2078-9823.070.025.202502.177-188
УДК 615.851.13-057.875
Н. Н. Морозова1, Н. А. Веряскина2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: nnm2605@yandex.ru
2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: veriaskina.nadya@yandex.ru
Взаимосвязь синдрома отложенной жизни и перфекционизма у студентов вуза
Аннотация
Введение. В настоящее время всё большее число людей подвержено откладыванию жизни на потом. Это явление приобрело название «синдром отложенной жизни». Проблема отложенной жизни у студентов и молодежи, хотя и актуальна, но до сих пор остается слабо освещенной в литературе. В современном информационном мире наблюдается большое разнообразие взглядов на сам феномен, что нередко приводит к некорректному использованию ключевых понятий в профессиональной психологической среде.
Теоретический анализ литературы. Синдром отложенной жизни (СОЖ) является относительно новым понятием в современной психологии. Одно из первых описаний феномена в нашей стране было предложено В. П. Серкиным в 1990-е гг. в результате комплексного исследования психологических особенностей тех, кто живет в северных регионах и мечтает о переезде в южные регионы. Как отмечают различные авторы, синдром отложенной жизни представляет собой совокупность жизненных сценариев, при которых индивид искренне и часто неосознанно убеждается в том, что он лишь готовится к настоящей жизни, откладывая ее на потом. Большинство специалистов не считают феномен синдрома отложенной жизни психологическим или психическим нарушением, однако признают, что он может способствовать возникновению неврозов, депрессии и других подобных состояний, которые неизбежно ведут к ухудшению качества жизни.
Материалы и методы. С целью выявления характера взаимосвязи между выраженностью синдрома отложенной жизни и перфекционизмом у студентов вуза мы провели эмпирическое исследование на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (г. Саранск). Выборка составила 52 студента. В соответствии с целью и задачами исследования нами была составлена авторская анкета из
30 вопросов, предназначенная для диагностики синдрома отложенной жизни. Для изучения стремления к перфекционизму использовалась методика «Многомерная шкала перфекционизма, MPS».
Результаты исследования и обсуждение. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что существует взаимосвязь между синдромом отложенной жизни и перфекционизмом у студентов вуза: чем больше стремление к совершенству и идеальности, тем охотнее студент вуза будет откладывать важные решения в своей жизни и свою жизнь в целом. Наиболее выраженной оказалась корреляционная связь между желанием отложить жизнь на потом и шкалой «Социально предписанный перфекционизм». Это говорит о том, что респонденты считают, что социум навязывает недостижимые требования. Они склонны требовать от себя большего и совершенного, а также считают, что окружающие тоже ждут от них оправдания нереалистичных требований и потому зависят от оценки и одобрения окружающих людей.
Ключевые слова: отложенная жизнь, синдром, ипотечный сценарий, студенты вуза, перфекцио-низм, корреляция, социально предписанный.
Для цитирования: Морозова Н. Н., Веряскина Н. А. Взаимосвязь синдрома отложенной жизни и перфекционизма у студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 2. С. 177–188. DOI: 10.24412/2078-9823.070.025.202502.177-188.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru