ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.454-463
УДК 615.851.13-057.875
Н. Н. Морозова1, С. И. Баляев2, С. Н. Никишов3, Б. Ф. Кебрин4
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: nnm2605@yandex.ru
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: balyaevsi@mail.ru
3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: serg-n79@yandex.ru
4 Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (Саранск, Россия), e-mail: bkevbrin@rucoop.ru
Техники когнитивной психотерапии как средство преодоления негативных переживаний студентов
Введение. Сегодня когнитивная терапия – один из главных методов когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, который является одним из ведущих направлений психотерапии в мире. Когнитивная психотерапия эффективно борется с эмоциональными и личностными проблемами пациентов исходя из предположения, что причины психологических проблем человека кроются в ошибках мышления. Студенты и молодежь в целом – одна из тех возрастных групп, которая в силу ряда объективных и субъективных причин испытывает особые внутренние конфликты и трудности. Цель статьи заключается в выявлении негативных переживаний студентов и применении техник когнитивной психотерапии при работе с ними. Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, методической литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение) и эмпирических (тестирование, формирующий эксперимент, подсчет коэффициента ранговой корреляции) методов. Результаты исследования. Были выявлены следующие проблемы, являющиеся источниками негативных переживаний у студентов: проблемы, связанные с профессиональной идентификацией; проблемы, связанные с разочарованием в выбранной специальности; проблемы в межличностных отношениях, связанные с избеганием близости; проблемы в межличностных отношениях, связанные с сильным чувством ревности; ряд специфических проблем, связанных с конкретными иррациональными идеями или когнитивными искажениями. Представлен разработанный тренинг рационального мышления и рекомендации по улучшению процессов психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования, которые могут использоваться психологическими службами университетов. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом от реализации психoтерапевтической работы на основе техник когнитивной терапии является снижение уровня тревожности, негативных переживаний у студентов, повышение их самооценки, что создает благоприятную психологическую основу для учебной деятельности. Положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения потенциала когнитивной психотерапии в практических аспектах нормализации психологического здоровья самых разных социальных и возрастных групп.
Ключевые слова: когнитивная психотерапия, иррациональные идеи, негативные переживания, психологическая помощь, студенты.
Для цитирования: Морозова Н. Н., Баляев С. И., Никишов С. Н., Кебрин Б. Ф. Техники когнитивной психотерапии как средство преодоления негативных переживаний студентов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 454–463. DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.454-463.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru