Навигация
УДК 94(470):2-472“18/19“
DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.063-072
О. В. Кошина
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», Саранск, Россия,
e-mail: koshinaolga@rambler.ru
ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ ИЛИ РЯДОВОЙ УЧИТЕЛЬ?
Автор исследует проблему общественного статуса и социальной роли законоучителя в дореволюционной школе. Речь идет об обязанностях, жаловании, наградах законоучителей начальных и средних училищ. Статья посвящена также вопросу о том, как законоучители выполняли школьные обязанности. Многие инспекторы народных училищ критиковали законоучителей за небрежное отношение к преподаванию Закона Божьего. В архивных документах выявлены случаи непростых взаимоотношений законоучителей и светских учителей по поводу методов воспитания. Автор исследует причины того, почему священники не выполняли свои обязанности по отношению к школе. Приведены материалы съездов законоучителей, где высказывались две точки зрения на миссию законоучителя и роль Закона Божьего в школе. Одни современники считали, что законоучитель – это рядовой педагог, а Закон Божий – обычный школьный предмет. Другие настаивали на особой миссии законоучителя как духовного пастыря населения, а закону Божьему отводили роль главного воспитательного инструмента дореволюционной школы. Автор приходит к выводу о том, что многие законоучители по-прежнему являлись духовным авторитетом для учеников, учителей и местного населения. Однако загруженность церковными службами и заботами о своем хозяйстве не позволяла священникам прилежно выполнять школьные обязанности. Некоторые священнослужители не имели законченного богословского образования. Несмотря на общее снижение религиозного настроя в обществе принижало роль законоучителей как духовных наставников населения, многие из них по-прежнему являлись нравственным примером для учеников, родителей и учителей.
Ключевые слова: духовенство, законоучитель, светский учитель, начальная школа, средняя школа, Закон Божий, училищный совет, инспектор народных училищ, съезд, Святейший Синод, пастырь.
Для цитирования: Кошина О. В. Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель? // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 63–72.
© Ogarev Mordovia State University. History and Sociology Institute, 2017
68, Of. 411, Bolshevistskaya St., 430005, The editorial office of the scholarly journal «Russian Journal of the Humanities»
Tel.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Fax: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Designed by A. Napalkov, Email: napalkov@isi.mrsu.ru