Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.046-057
УДК 572.2:391
О. В. Парилов1, Л. Е. Шапошников2
1Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: olegparilov@yandex.ru
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: shaposhnikov_le@mininuniver.ru
ГЕНЕЗИС СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Введение. Современное глобализирующееся постмодернистское общество потребления, тотальной игровой симуляции, колоссального разобщения чрезвычайно разрушительно для личности. Старообрядческое мировоззрение, утверждающее человека соборного, приобщенного к фундаментальным основам национальной религиозной культуры, носителя высших трансцендентных смыслов именно сегодня приобретает особую актуальность. Учет как позитивного, так и негативного опыта старообрядческой антропологии позволит определиться с идеалом цельной убежденной личности, преодолевающей крайности конформизма и фанатизма. Материалы и методы. Статья подготовлена на основе оригинальных трудов старообрядческих авторов; дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных исследований отечественной культуры и старообрядческого мировоззрения. Методологическую базу составили: цивилизационный подход к истории, методы герменевтики, сравнительно-исторический, единства исторического и логического, анализа, синтеза, аналогии. Результаты исследования. Рассмотрены социокультурные, духовные факторы пограничной эпохи XVII столетия, под влиянием которых формируется уникальная старообрядческая антропология, отразившая мировоззренческие особенности русского Средневековья и России Нового времени. Исследована динамика взглядов старообрядцев на человека на протяжении XVII–ХХ вв.; вскрыты духовные, исторические причины трансформации антропологических воззрений староверов. Обсуждение и заключение. Установлено, что ранние старообрядцы как представители средневекового народного православного сознания утверждают человека сакрального, соборного, но индивидуально незрелого. Однако под влиянием тенденций Нового времени староверие порождает идею харизматичной личности старообрядческого апостола. Для старообрядчества нового времени характерны антропоцентристские тенденции, значительный экзистенциальный интерес, возвеличивание человека как Образа Божия, особенно его разумных способностей. Но в силу самосознания последних защитников Святой Руси, охранительных установок староверы упускают факт поврежденности человеческой природы, недооценивают необходимость духовного развития.
Ключевые слова: человек, старообрядчество, Средневековье, Новое время, православное мировоззрение, духовность, фанатизм, антропоцентризм, соборность.
Для цитирования: Парилов О. В. Шапошников Л. Е. Генезис старообрядческой антропологии // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 46–57. DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.046-057
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru