ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.097-106
УДК 373.24
О. И. Кокорева1, С. Н. Башинова2, И. В. Тараскина3
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия),
e-mail: oxiko@list.ru
2 Казанский федеральный университет (Казань, Россия),
e-mail: svetlana-bashinova@mail.ru
3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: taraskina@isi.mrsu.ru
Коррекция негативных проявлений у детей трех лет в условиях детского сада
Введение. Ранний возраст – важный и очень сложный этап в развитии личности человека. Проблема преодоления негативных проявлений в период кризиса трех лет представляется особенно актуальной, потому что на этом этапе происходит формирование сознания и позиции личности ребенка. Отсутствие специальных условий для воспитания и общения с ребенком, учитывающих возрастные особенности и способствующих плавному протеканию перестройки психики, может привести к необратимым последствиям, оказывающим влияние на развитие личности в дальнейшем. Различные пути и варианты преодоления кризиса трех лет рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Г. Бронсон, С. Вульф, Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина, Т. Е. Драгунова, М. И. Лисина, А. Кларк, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Дж. Русек, Л. Уайт, Э. Келер. Среди условий успешного преодоления кризиса они называют учет новых потребностей ребенка; уважение взрослыми личности ребенка и тактичное отношение к нему, особенно в конфликтных, эмоционально-напряженных ситуациях; отказ от стремления укрощать ребенка, предоставлять ему возможности в разумных пределах демонстрировать самостоятельность; снятие ситуаций, приводящих ребенка к стрессовому состоянию и обострению взаимоотношений с окружающими. Однако в большинстве случаев рекомендации, как этого достичь, носят общий характер и касаются воспитания ребенка в семье. Анализ предлагаемых способов преодоления негативных проявлений кризиса трех лет показал, что они не дают достаточной характеристики психолого-педагогических условий, необходимых для эволюционного развития личности на данном возрастном этапе. В них нет целостной картины психолого-педагогических воздействий на ребенка, не рассматриваются роль педагога детского сада и возможности дошкольной образовательной организации в преодолении этого кризиса, хотя значительное число детей преддошкольного возраста посещают в настоящее время детские сады. Поэтому возникла необходимость рассмотреть возможности снижения негативных симптомов кризиса трех лет с обозначенных точек зрения. Материалы и методы. Теоретический анализ литературы, анализ состояния практики, обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент, математические методы обработки данных. Результаты исследования. Ярко выраженные симптомы кризиса наблюдались у 59 % детей, среди них своеволие диагностировано у 67 %, упрямство – у 63, негативизм – у 46, стремление к деспотизму – у 33, обесценивание – у 29 % детей. Ситуативные проявления симптомов присутствуют у 44 %, частые – у 22 % из них. Наиболее частой причиной негативных поведенческих реакций детей трех лет является неправильное воздействие со стороны взрослых, не желающих учитывать изменяющиеся с возрастом потребности и возможности ребенка и препятствующих проявлению самостоятельности детей. Направленность негативных проявлений на взрослых составила 67 %. Обсуждение и заключение. Наиболее эффективным преодоление негативных проявлений кризиса трех лет будет при условии создания развивающей среды, направленной на снижение негативных реакций ребенка и обеспечение положительного эмоционального фона взаимодействия со взрослыми и сверстниками; своевременного диагностирования проявлений негативных поведенческих реакций, свидетельствующих о наличии кризисных симптомов, с целью снижения их внешних и внутренних воздействий на развитие личности ребенка в целом; регулярного проведения специальных бесед с ребенком, направленных на формирование позитивного уровня взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; создания игровых способов взаимодействия с ребенком раннего дошкольного возраста; взаимного сотрудничества с родителями для реализации принципа непрерывности воспитательного процесса по снижению негативных проявлений симптомов кризиса трех лет.
Ключевые слова: ранний возраст, кризис трех лет, негативные проявления, дошкольная образовательная организация.
Для цитирования: Кокорева О. И., Башинова С. Н., Тараскина И. В. Коррекции негативных проявлений у детей трех лет в условиях детского сада // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22. – № 1. – С. 97–106. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.097-106.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru