Навигация
УДК 37.014
DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.043-062
Р. А. Шепелев
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, e-mail: rshep2009@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7004-5779
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРДОВСКОЙ АССР (по материалам научно-исследовательской экспедиции Научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г.)
Статья посвящена рассмотрению и исследованию такого важного и актуального в настоящее время вопроса, как развитие школьного образования в национальных окраинах России. Автор с объективных позиций описывает и констатирует факты состояния школьного образования в 1930-е годы, основываясь на фактических данных, приведенных научно-исследовательской экспедицией Научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г., которая была проведена в молодой республике – Мордовской АССР.
Состояние и развитие школьного обучения и воспитания рассматриваются автором с различных позиций этого вопроса, чтобы дать объективную картину национальной школы того времени. В итоге на поверхности оказываются как позитивные, так и негативные стороны школьной политики 1930-х гг. Автор обстоятельно подходит к таким сторонам школьного дела, как: во-первых количественный охват детей обучением в школе, их социального происхождения, уровня вовлечения учащихся в общественные организации (октябристов и пионеров), их половой и возрастной состав, а во-вторых, уровень качества обучения в школе, т. е. успеваемость школьников, второгодничество и отсев (исключение или вывод из состава из школы), ориентированно-личностный подход к учащимся. По этой проблеме важно то, что автором не только приводятся количественные показатели, но и вскрываются основные причины негативных явлений школьного и бытового содержания, а также указываются пути и способы искоренения и исправления многих ошибок и просчетов в школьной политике.
Ценность данной статьи состоит главным образом в том, что приведенные в ней фактические официальные данные (при большей доле вероятности, используемые впервые) могут оказать помощь исследователям этой темы, а также помочь в изучении истории Мордовской республики. Материал, который показывает способы и методы повышения качества и эффективности обучения, будет полезен учителям сельских школ.
Кроме того, эта работа может дать пример настоящим и будущим реформаторам в области школьной политики, которые обратят внимание на историю отечественной школы, а не западной. Опыт создания советской системы образования необходимо изучать, чтобы совершенствовать современное школьное образование и не совершать ошибок прошлого.
Ключевые слова: всеобщее начальное образование, школьное образование, количество учащихся, качество обучения, успеваемость и неуспеваемость, второгодничество и отсев, национальная и мордовская школа, мокшанские и эрзянские школы.
Для цитирования: Шепелев Р. А. Из истории школьного образования Мордовской АССР (по материалам Научно-исследовательской экспедиции научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 43–62.
© Ogarev Mordovia State University. History and Sociology Institute, 2017
68, Of. 411, Bolshevistskaya St., 430005, The editorial office of the scholarly journal «Russian Journal of the Humanities»
Tel.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Fax: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Designed by A. Napalkov, Email: napalkov@isi.mrsu.ru