ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.24412/2078-9823.069.025.202501.063-077
УДК 159.922.2
С. И. Баляев1, Ж. Г. Гаранина2, С. Н. Никишов3, И. С. Никишова4
1, 2, 3, 4 Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)
1 e-mail: balyaevsi@mail.ru
2 e-mail: garanina23@mail.ru
3 e-mail: serg-n79@yandex.ru
4 e-mail: isosipova@yandex.ru
Построение теоретической модели развития этнической идентичности у подростков и молодежи
Аннотация
Введение. Проблема укрепления национального самосознания среди подрастающего и молодого поколений в настоящее время становится как никогда актуальной. Молодежь, ее помыслы и убеждения – основа любой культуры и этноса. Чувство глубокой приверженности своему народу не проявляется само по себе. Чтобы сформировать любовь к родине у подрастающего поколения, необходимо хорошо понимать закономерности и механизмы формирования этнической идентичности в возрастном контексте.
Материалы и методы. Основным методом настоящего исследования выступает теоретический анализ сложившихся подходов в отношении поставленной проблемы развития этнической идентичности. На первый план нашего внимания также выходит обобщение накопленного эмпирического опыта изучения закономерностей процесса становления этнической идентичности в отечественной и зарубежной этнопсихологии.
Результаты исследования. Этническая идентичность как социально-перцептивный феномен в сознании индивида и группы является результатом когнитивно-эмоционального отождествления субъекта с этнической общностью. Причисление себя к этносу формируется в результате ощущения субъективной близости с народом, его культурой. Развитие позитивной этнической идентичности у молодежи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий: развитие мотивации к изучению этнопсихологических проблем; осо-знание значимости этнопсихологических знаний и личностного смысла в их приобретении; формирование этнической толерантности как положительного отношения к своей и иным этническим группам; формирование поведенческих стратегий личности в качестве представителя этнической группы; усвоение системы этнокультурных знаний о своем этносе. Модель развития этнической идентичности и этнических установок у молодежи предполагает три уровня функционирования: высокий, средний и низкий. Теоретическая модель развития этнической идентичности и этнических установок у молодежи и ее практическое продолжение в виде психолого-педагогической программы и перечня практических рекомендаций предполагают учет наработанного опыта существующих на сегодняшний день различных психологических подходов, способов, приемов и методик. В отличие от традиционной трехкомпонентной структуры этнической идентичности и этнических установок в разработанную нами модель развития этнопсихологичсеких феноменов у молодежи включен четвертый компонент – рефлексивный, предполагающий осознание, критическое осмысление этнического «Я», всех изменений, происходящих с личностью, в когнитивном, эмоциональном и поведенческом контексте.
Обсуждение и заключение. Предложенная нами в данном исследовании теоретическая модель развития этнической идентичности и этнических установок у молодежи представлена системой взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, рефлексивного и поведенческого. Главная цель развития этнической идентичности и этнических установок у молодежи заключается в повышении уровня выраженности компонентов позитивной этнической идентичности, снижении этнической индифферентности и этнонигилизма, предотвращении развития этнического самовосприятия по гиперидентичному сценарию, а также обеспечении роста этноаффилиативных установок к своему этносу. Механизмом развития позитивного этнического самовосприятия у молодежи является моделирование ситуаций межэтнического взаимодействия, созданных в условиях групповой работы, и обучение практическим приемам ценностного отношения к своему этносу, а также оптимальным способам конструктивного этноконтактного поведения.
Ключевые слова: этническая идентичность, модель, молодежь, подростки, этническая индифферентность, этнонигилизм.
Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда Русской цивилизации «Светославъ» в рамках научного проекта № 2/2023 по теме «Развитие этнической идентичности и этнических установок у русской молодежи».
Для цитирования: Баляев С. И., Гаранина Ж. Г., Никишов С. Н., Никишова И. С. Построение теоретической модели развития этнической идентичности у подростков и молодежи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 1. С. 63–77. DOI: 10.24412/2078-9823.069.025.202501.063-077.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru