ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.041-060
УДК 316.356.2
Т. М. Дадаева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: dadaeva13@mail.ru
Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия)
Введение. Впервые представлены результаты исследования влияния образования, исторической памяти на формирование гражданской идентичности современной студенческой молодежи Республики Мордовия. Уточнение и выявление векторов влияния исторической памяти на формирование гражданской идентичности через призму уровня образования молодежи позволяет не только установить существующие проблемные зоны и противоречия, но и определить доминирующие факторы и механизмы (инструменты) формирования исторической памяти молодежи для эффективного их использования с целью усиления патриотического воспитания, активного приобщения подрастающего поколения к значимым социальным событиям в истории России через различные социальные институты такие как образование, наука, искусство, кинематограф, СМИ. Материалы и методы. Был использован социологический опрос – анкетирование студентов вузов и ссузов Республики Мордовия. Применялась квотная выборка по полу, возрасту и уровню образования. Выборочная совокупность составила 586 чел. Обработка данных осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS Base 21.0. Методами обработки выступили выявление корреляционной зависимости между отдельными показателями, Хи-квадрат Пирсона. Результаты исследования. На основе выявленных векторов взаимовлияния образования, исторической памяти на гражданскую идентичность студенческой молодежи установлена определенная двойственность и противоречивость в восприятии исторических событий прошлого у молодежи. С одной стороны, это высокая оценка достижений советского периода, когда коллективная позитивная память о советском прошлом преобладает, формируя позитивное отношение к данным событиям у молодежи, и служит базой для устойчивой общероссийской идентичности. С другой стороны, события новейшей истории России не являются значимыми в историческом сознании молодежи. Автором установлена значимость уровня образования молодежи при выборе главных событий – «узлов» памяти, событий – сожаления (забвения), источников формирования исторической памяти. Выявлено, что семейная память учащейся молодежи определяет вектор развития их исторической памяти в целом. Обсуждение и заключение. Остается открытым вопрос о влиянии индивидуальной памяти (семейных воспоминаний) на конструирование идентичности студенческой молодежи и сравнения ее с влиянием коллективной исторической памяти, что требует дальнейшего исследования. Полученные результаты расширяют и дополняют знания в области социологии молодежи и memory studies, а также могут быть использованы как научно-методические рекомендации при разработке учебных программ по преподаванию исторического знания в системе школьного, среднего профессионального и высшего образования и в определении приоритетов в системе патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: историческая память, коллективная память, образование, идентичность, гражданская идентичность, студенческая молодежь, идентификация, конструктивизм, историческое сознание.
Для цитирования: Дадаева Т. М. Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 41–60. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.041-060.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru