Навигация
ISSN 2078-9823
DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120
УДК 159.923
Т. П. Маралова
Череповецкий государственный университет,
г. Череповец, Россия, e-mail: tmaralova@inbox.ru,
ORCID https://orcid.org/0000-0001-6661-3828
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ НОРМАТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью определения роли нормативности поведения в построении человеком своего жизненного пути. Цель. Выявить психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения с жизненными ориентациями студентов. Материалы и методы. Были применены следующие методы: теоретические – анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические – использовался ряд методик, направленных на выявление уровня нормативности поведения, осмысленности и удовлетворенности жизнью, субъект-объектных ориентаций личности в жизненных ситуациях, анкеты на выявление жизненных целей и жизненного кредо студентов; методы математической статистики. В исследовании приняли участие 126 студентов первого курса гуманитарного и психолого-педагогического направления Череповецкого государственного университета. Из них юношей 54 человека, девушек – 72. Средний возраст испытуемых – 18 лет. Результаты. Выявлена связь нормативности поведения, осознанности и осмысленности жизни с жизненными ориентациями у студентов. Было установлено, что высокая нормативность, осознанность и удовлетворенность жизнью чаще проявляются у студентов с типом «Пользователь жизненной ситуации». Эта тенденция более выражена у юношей, чем у девушек. Обсуждение результатов. Исследование показало, что нормативность поведения как личностная характеристика выполняет ряд важных функций в построении человеком своего жизненного пути и обнаруживает сложные и неоднозначные связи с жизненными ориентациями. Высокий уровень нормативности в сочетании с высокой осознанностью жизни способствует формированию прагматической ориентации. Показано, что в рамках каждого типа жизненных ориентаций высокий или низкий уровень нормативности поведения придает им определенную специфику, что находит выражение в выборе жизненных целей и формулировке жизненного кредо. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, кураторами групп в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами. Они могут быть также полезны специалистам служб психологического сопровождения студентов.
Ключевые слова: нормативность поведения; жизненные ориентации; осознанность жизни; удовлетворенность жизнью; жизненные цели; жизненное кредо.
Для цитирования: Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 102–120. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru