СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2018г. №42)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

УДК 391.4

Ю. А. Гайбуллаева

Национальный Университет Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан),

e-mail: Yulduz-karimova@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3352-0315.

 

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ УЗБЕКСКОЙ ОДЕЖДОЙ (КОНЕЦ ХIX – НАЧАЛО ХX в.)

 

Введение. История национальной узбекской одежды берет начало из древних времен и для каждого региона имеет свои особенности. Одежда кроме эстетических функций отвечает климатическим условиям и родоплеменным традициям. Поэтому тема представленной работы является актуальной. Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, что уходят в корни и этническую историю народа, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ повседневной, ритуальной одежды, позволяющий выявить особенности обычаев и обрядов, связанных с национальной одеждой. Материалы и методы. Для детального изучения информации автором были использованы различные методы. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции формирования исторического процесса, проникать в сущность явлений. Он предполагает типологизацию исторических явлений, которая определяет их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Результаты исследования и обсуждение. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими условиями эпохи, эстетическими и нравственными требованиями, общим художественным стилем, отдельными событиями. В конце XIX в. национальный женский костюм в Узбекистане оставался в целом традиционным. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст. Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Серьги, подвески, браслеты и кольца, имели вид туморов – «оберегов», наличие несшитого традиционного восточного узора, подчеркивало семейное положение и статус женщины. Заключение. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный конструктивизм и традиции народного искусства кажутся попыткой объединить несовместимое. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и последствий промышленности и коммерции в совокупности.

Ключевые слова: женский костюм, платья, головные уборы, ювелирные украшения, элементы декора.

 

Для цитирования: Гайбуллаева Ю. А. Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX – начало ХX в.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 133–141. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru