ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.332-340
УДК 37
Ю. В. Андреева
Башкирский институт социальных технологий (филиал)
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (Уфа, Россия),
e-mail: andreeva_u_v@insto.ru
Духовно-религиозная концепция оптимизма в философии и педагогике И. А. Ильина
Аннотация
Введение. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина привносит в философию и педагогику новое видение проблемы человека и его качеств и представляет научный интерес как некая программа духовной стойкости. Цель исследования – проследить генезис феномена оптимизма в духовно-религиозной концепции И. А. Ильина на фоне эволюции его философских воззрений; определить духовно-нравственные основания оптимизма в рамках данной концепции; определить методы формирования духовно-верного оптимизма как качества личности.
Результаты. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина проявляет себя в нравственной стойкости личности, в осознанном смирении с тем, что нельзя изменить, и в преодолении тех трудностей, которые по силам; это способность распознать свое жизненное предназначение и верно следовать ему на протяжении жизни, преодолевая трудности. Именно трудности выступают ступенями к их преодолению и на пути к нравственному самосовершенствованию личности. В духовно-религиозной концепции И. А. Ильина оптимизм выступает двояко: и как дар (нечто врожденное), и как искусство (нечто приобретенное) самоусиления, актуализирующийся в период преодоления трудностей. В статье прослеживается эволюция философских взглядов И. А. Ильина: от понимания оптимизма как нравственной воли (в традициях немецкой классической философии) к пониманию оптимизма как действенного преодоления страдания и мужества в лучших традициях русского православия. Чем тяжелее и безрадостнее жизнь, тем более востребован оптимизм как искусство духовной победы над страданиями и лишениями жизни, которые несут в себе мощный эмоциональный заряд духовного очищения, закаливания, укрепления и усиления.
Обсуждение и заключение. Для нашего исследования особенно ценно и то, что оптимизм как качество личности, имея как врожденную, так приобретаемую силу, можно воспитать: молитвой, внутренним (сердечным созерцанием), эмоциональным постижением, утешением, отвлечением с радостью. Не менее ценно и то, что и в методах его воспитания обнаруживаются духовные начала оптимизма.
Ключевые слова: оптимизм, духовно-верный оптимизм, духовное созревание личности, духовная стойкость, нравственная воля, разумное мышление, аксиология и педагогика сердца.
Для цитирования: Андреева Ю. В. Духовно-религиозная концепция оптимизма в философии и педагогике И. А. Ильина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 332–340. – DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.332-340.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru