СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2022г. №58)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.189-200

УДК 130

А. А. Сомкин1, А. Н. Сомкина2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: alexsomkin@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: alla-tishkina@yandex.ru

 

Оценочные модели образа России в американском общественном сознании: социофилософский анализ

 

Аннотация

Введение. Интерес исследователей к изучению особенностей аксиологической модификации образа России в зарубежных СМИ обусловлен нарастающей конфликтной политической ситуацией вокруг нашей страны. Целью данной статьи является определение специфики оценочного моделирования имиджа России в американских массмедиа в ситуации углубляющегося кризиса в отношениях между государствами. Специфика медиадискурса состоит в том, что его создатель обращается к общественности, что позволяет в полной мере реализовать функцию воздействия, в том числе манипулятивного, посредством выбора определенных способов подачи и оценочного окрашивания (например, метафоризации образа) информации, обусловливающей ее восприятие и оценку адресатом.

Результаты исследования. Основной вывод, касающийся презентации образа России в отобранных для анализа американских СМИ, заключается в том, что бо́льшая часть американского медиадискурса едина в создании негативного образа России. В медиатекстах четко прослеживается тенденциозность в позиционировании нашей страны в качестве опасного, коварного и агрессивного государства с авторитарным стилем правления. Данное отношение выражается в ключевых метафорических конструктах («монархия», «театр», «война», «игра», «зверь», «криминал»), выявленных в ходе исследования. Их регулярное воспроизведение в западных СМИ закрепляет «черный» образ нашей страны в сознании аудитории.

Ключевые слова: аксиология, межкультурная коммуникация, образ России, культурный концепт, ценностные модели.

Для цитирования: Сомкин А. А., Сомкина А. Н. Оценочные модели образа России в американском общественном сознании: социофилософский анализ // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 189–200. – DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.189-200.

 

Список источников

1. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политической коммуникации // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 13–17 сент. 2010. – Екатеринбург, 2010. – С. 29–35.

2. Герасименко И. Е. Экспрессивно-оценочная функция метафоры // Слово. Словарь. Термин. Лексикограф: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. памяти д-ра филол. наук, проф. Ю. Н. Марчука, г. Москва, 1–2 марта 2019. – М., 2019. – С. 169–171.

3. Каслова А. А. Концептуальная метафора «Выборы президента – это театр» в российском и американском политическом дискурсе // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – С. 5–17.

4. Клещина Н. Н. Метафоричность образа России в американских СМИ и образа США в российских СМИ прошлого и настоящего // Власть. – 2017. – № 9. – С. 32–36.

5. Ковалевская Е. В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2009. – № 3. – С. 80–85.

6. Коротун В. Ю. Метафорическое значение лексемы “Drum” в масс-медийном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 1: в 3 ч. – Ч. 1. – C. 121–123.

7. Михайлова Ю. Н. Медведь в политическом дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 4-4. – С. 143–146.

8. Немировская Е. С., Абрамова А. В., Мозговая Я. В. Метафорическое моделирование образа России в СМИ (на материале американской прессы) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 36–44.

9. Пищина М. О. Языковые средства репрезентации действительности в англоязычном медиадискурсе // Огарёв-Online. – 2019. – № 6. – URL: http://journal.mrsu.ru/arts/yazykovye-sredstva-reprezentacii-dejstvitelnosti-v-angloyazychnom-mediadiskurse (дата обращения: 03.05.2021).

10. Сомкин А. А., Сомкина А. Н., Пищина М. О. Механизмы оценочной стереотипизиции и мифологизации в формировании образа России в современном российском и американском медиадискурсе // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11, № 4. – С. 153–160.

11. Уразова Е. А. Метафора и ее репрезентация в публицистической картине мира // Вестник Московской международной академии. – 2018. – № 1. – С. 66–71.

12. Цыбина Н. А. Когнитивные стратегии создания негативного образа России в американских СМИ при освещении газового конфликта // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 27: Филологические науки. – Вып. 98. – С. 179–184.

13. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. – 238 с.

14. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: моногр. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2003. – 248 с.

15. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. – М.: Наука; Флинта, 2006. – 256 c.

16. Galukhin A. V., Ivleva M. I., Novikova E. Yu. Dispositions to mythmaking within the framework of social media activities // Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). – Vol. 283. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2018. – P. 361–366.

17. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. – London: The University of Chicago Press, 2003. – 276 p.

 

Загрузить статью в PDF

 

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru