СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2024г. №68)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.309-318

УДК 2-9(045)

А. В. Мартыненко1, Т. Д. Надькин2, Е. З. Грачёва3

1, 2, 3 Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия)

1 e-mail: arkanaddin@mail.ru

2 e-mail: ntd2006@yandex.ru

3 e-mail: p629@yandex.ru

 

К вопросу о сравнительно-историческом анализе религиозного экстремизма в контексте цивилизационной дихотомии «Запад – Восток»

 

Аннотация

Введение. Восток и Запад, их цивилизационное взаимовлияние, соотношение и место в мировой истории – крайне широкий спектр проблем, находящийся в центре внимания историков и философов на протяжении не одного столетия. Поскольку в современном мире аналогичные экономические и политические механизмы можно обнаружить в государствах как западного, так и афро-азиатского региона, постольку дихотомия «Запад – Восток», восходящая к цивилизационным фундаментам отдельных обществ, сегодня коренится в сфере социальной жизни и духовной традиции. Данная статья представляет собой попытку анализа феномена религиозных экстремистских течений, действующих на Западе и Востоке, их сходства и отличия в организационном и доктринальном плане.

Материалы и методы. Статья опирается на отдельные работы отечественных и зарубежных авторов, связанные с проблематикой религиозного экстремизма. В качестве методологической концепции нашего исследования выбран цивилизационный подход, который акцентирует внимание на социокультурных отличиях Запада и Востока, оказавших влияние на доктринальные особенности псевдорелигиозных экстремистских организаций стран Азии, Африки, Северной Америки и Западной Европы.

Результаты исследования. Социокультурные различия между Западом, с одной стороны, и восточными цивилизациями – с другой можно свести к различиям, коренящимся в характере связи «человек (личность) – общество», в социально-психологических установках, в характере динамики социокультурной системы, в ценностных ориентирах общественного сознания. Этот комплекс глубинных социально-структурных и культурно-мировоззренческих различий между западными и восточными обществами позволяет говорить о наличии обособленных и во многом чужеродных по отношению друг к другу типов общественного устройства. В абсолютном большинстве религиозных систем, наряду с их высоким гуманистическим потенциалом, породившим богатейший пласт человеческой культуры (христианской, исламской, буддийской, конфуцианской и др.), всегда встречались крайние трактовки, на основе которых в разные эпохи возникали экстремистские и террористические сообщества. Каждое из таких сообществ в своих преступных деяниях неизменно апеллирует к той или иной религиозной традиции, нередко позиционируя себя как единственно истинных последователей веры. Однако если салафитские экстремисты подчеркивают свою приверженность якобы «истинной» исламской традиции, то западные тоталитарные секты выстраивают свои учения либо на отрицании христианства, либо на постмодернистском отношении к его ценностям и образам.

Обсуждение и заключение. В настоящее время проблема псевдорелигиозного экстремизма для нашей страны, к сожалению, не только не снята с повестки дня, но и приобрела новое тревожное звучание. Во-первых, несмотря на очевидные успехи и победы российских силовиков в борьбе с салафитским (ваххабитским) террористическим подпольем, эта угроза вновь заявила о себе в виде кровавых и жестоких терактов 2024 г. – в подмосковном «Крокус Сити Холле» и в Дагестане. Во-вторых, появилась опасная тенденция к смычке салафитского терроризма с терроризмом украинских спецслужб на территории РФ. Эффективность борьбы нашего государства и нашего общества с этим социальным злом зависит от многих составляющих и включает в себя, наряду с мерами военного противодействия, кропотливую работу (социально ориентированную, просветительскую) государства с российскими мусульманами, т. е. всемерную государственную поддержку традиционного российского ислама.

???????? ?????:Ключевые слова: цивилизации Запада и Востока, религиозный экстремизм, салафиты, ваххабиты, тоталитарные секты.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева) по теме «Религиозный экстремизм и его профилактика: сравнительно-исторический анализ в контексте «Восток – Запад».

Для цитирования: Мартыненко А. В., Надькин Т. Д., Грачёва Е. З. К вопросу о сравнительно-историческом анализе религиозного экстремизма в контексте цивилизационной дихотомии «Запад – Восток» // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 4. С. 309–318. DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.309-318.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru