СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2024г. №68)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.353-367

УДК 101.1:316:37

А. И. Белкин1, Ж. В. Чашина2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: alex.i.bel@mail.ru

2 Балахнинский филиал Нижегородского государственного  университета им. Н. И. Лобачевского (Балахна, Россия), e-mail: chashina.j@yandex.ru

 

Методология исследования российского социума: формирование нравственной парадигмы и реформа системы образования

 

Аннотация

Введение. Вопрос об изменении положения России в современном мире чрезвычайно актуален в связи с поисками модели дальнейшего развития России и всего мирового сообщества. Важная роль в этих поисках отводится социальной философии, позволяющей сформулировать методологические принципы исследования социума. Целью статьи является выявление доминирующих векторов цивилизационного развития России. Объект исследования – цивилизация как универсальная единица социально-исторического процесса. Предмет исследования – судьба России в последовательном изменении цивилизаций.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили работы русских религиозных философов, а также экспертные оценки российских и зарубежных ученых о состоянии мировой и российской цивилизации. В целом исследование основано на диалектической методологии и сопряженных с ней методах и принципах. Использованы исторический и логический методы, метод всесторонности, принцип конкретности, аксиологический метод.

Результаты исследования. Выделены основополагающие подходы и принципы, позволяющие сформировать стратегию развития российской цивилизации и факторы влияния на развитие мировой цивилизации. Среди них: панморализм, признающий приоритет нравственных начал в любом социальном действии; равенство всех цивилизаций и культурно-исторических типов, существующих на планете; необходимость поиска устойчивого баланса интересов различных стран и культур; оптимального баланса материальных и духовных факторов в социальном развитии; необходимость развенчания потребительской идеологии и неоязыческого культа тела; преодоление извращенного понимания сущности человека.

Обсуждение и заключение. Утверждение этих подходов в общественном сознании, их осмысление и практическая реализация необходимо осуществлять прежде всего через систему образования. Реформирование этого общественного института должно происходить не только в направлении изменения формы образования, но, прежде всего, его внутреннего содержания, направленного на усиление нравственной составляющей образовательных программ и сопряжение образованности с личной ответственностью. Реализация поставленных целей в сфере образования должна быть тесно связана с существенной корректировкой духовной культуры российского общества.

Ключевые слова: методология исследования, духовная культура, цивилизация, социальная философия, образование, реформы.

Для цитирования: Белкин А. И., Чашина Ж. В. Методология исследования российского социума: формирование нравственной парадигмы и реформа системы образования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 4. С. 353–367. DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.353-367.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru