ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.091-102
УДК 37.015.32
Е. В. Кирдяшова¹, О. И. Максимкина², И. В. Тараскина³, О. В. Терешкина4
1, 2, 3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)
¹ e-mail: wek11@yandex.ru
² e-mail: maximkinaoi@mail.ru
³ e-mail: taraskina@isi.mrsu.ru
4 Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия),
e-mail: tereshkina_olga@mail.ru
Психологические особенности затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности
Аннотация
Введение. Необходимость изучения затруднений учителя начальной школы в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности обусловлена следующими факторами: а) важностью качественной реализации требований нормативных документов, связанных с формированием функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; б) характером затруднений, которые испытывают младшие школьники в процессе освоения содержания начального общего образования.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы; контент-анализ текстов учебных задач для обучающихся начальной школы; синтез, анализ. Для изучения затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности проведено эмпирическое исследование, участниками которого стали 73 педагога системы начального общего образования Республики Мордовия.
Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования функциональной грамотности у обучающихся. Представлены результаты диагностики, которые свидетельствуют о наличии следующих затруднений: определения алгоритма формирования действий обучающегося в процессе развития всех видов функциональной грамотности; идентификации и использования различных типов упражнений/задач по формированию математической грамотности; использования опыта и эксперимента как важнейших методов изучения окружающей природы и формирования естественно-научной грамотности; определения основных учебных затруднений ребенка младшего школьного возраста, указывающих на необходимость целенаправленного формирования функциональной грамотности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки качественного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы по формированию функциональной грамотности у обуча-ющихся 1–4 классов.
Ключевые слова: начальная школа, дети младшего школьного возраста, диагностика затруднений дидактического и методического характера, функциональная грамотность, профессиональные дефициты, педагог начального общего образования.
Для цитирования: Кирдяшова Е. В., Максимкина О. И., Тараскина И. В., Терешкина О. В. Психологические особенности затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 91–102. DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.091-102.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru