СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2024г. №65)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.091-102

УДК 37.015.32

Е. В. Кирдяшова¹, О. И. Максимкина², И. В. Тараскина³, О. В. Терешкина4

1, 2, 3  Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)

¹ e-mail: wek11@yandex.ru

² e-mail: maximkinaoi@mail.ru

³ e-mail: taraskina@isi.mrsu.ru

4 Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия),

e-mail: tereshkina_olga@mail.ru

 

Психологические особенности затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности

 

Аннотация

Введение. Необходимость изучения затруднений учителя начальной школы в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности обусловлена следующими факторами: а) важностью качественной реализации требований нормативных документов, связанных с формированием функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; б) характером затруднений, которые испытывают младшие школьники в процессе освоения содержания начального общего образования.

Материалы и методы. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы; контент-анализ текстов учебных задач для обучающихся начальной школы; синтез, анализ. Для изучения затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности проведено эмпирическое исследование, участниками которого стали 73 педагога системы начального общего образования Республики Мордовия.

Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования функциональной грамотности у обучающихся. Представлены результаты диагностики, которые свидетельствуют о наличии следующих затруднений: определения алгоритма формирования действий обучающегося в процессе развития всех видов функциональной грамотности; идентификации и использования различных типов упражнений/задач по формированию математической грамотности; использования опыта и эксперимента как важнейших методов изучения окружающей природы и формирования естественно-научной грамотности; определения основных учебных затруднений ребенка младшего школьного возраста, указывающих на необходимость целенаправленного формирования функциональной грамотности.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки качественного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы по формированию функциональной грамотности у обуча-ющихся 1–4 классов.

Ключевые слова: начальная школа, дети младшего школьного возраста, диагностика затруднений дидактического и методического характера, функциональная грамотность, профессиональные дефициты, педагог начального общего образования.

Для цитирования: Кирдяшова Е. В., Максимкина О. И., Тараскина И. В., Терешкина О. В. Психологические особенности затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 91–102. DOI: 10.15507/2078-9823.065.024.202401.091-102.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru